Программное содержание. Расширять
представления детей о многообразии изделий народного
декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные
средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать
уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость
за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную
отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать
взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного
искусства.
Материалы. Изделия
декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские и
каргопольские игрушки; городецкие, гжельские и хохломские изделия.
Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Выложи узор
из геометрических форм», «Третий лишний», «Цветные капельки».
Аудиокассеты с записью русских народных мелодий.
1-й этап
Педагог организовывает с детьми экскурсию в
музей декоративно-прикладных изделий или на выставку изделий народных
промыслов. Педагог предлагает детям рассмотреть изделия и рассказать о
тех, которые им понравились (нужно дать детям возможность подержать в
руках изделия народных мастеров). Педагог рассказывает о том, для чего
нужны такие изделия и как с ними обращаться; вместе с детьми вспоминает
пословицы и поговорки о труде.
2-й этап
Педагог предлагает детям поиграть в дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами.
Игра «Выложи узор из геометрических форм» Цель: учить детей составлять в прямоугольной форме узор, состоящий только из геометрических фигур.
Ход игры. Ребенку предлагается набор
растительных и геометрических фигур. Нужно выбрать геометрические
элементы и выложить узор на прямоугольной форме (силуэты полотенца,
дорожки, закладки). Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.
Ход игры. Детям предлагается
поочередно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки
и одна филимоновская; две филимоновские игрушки и одна каргопольская;
две каргопольские игрушки и одна дымковская. Ребенок должен сказать,
какие две игрушки принадлежат одному промыслу, а какая игрушка лишняя.
Попросите ребенка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются
эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки –
дымковская, филимоновская и каргопольская. Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи (гжельской, городецкой и хохломской).
Ход игры. Перед детьми выставлены
гжельские, городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет
промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог
поочередно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета
входят в гжельскую, Городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто
получит больше фишек (фишка дается за правильный ответ).
По окончании игр педагог предлагает детям
рассмотреть выставку изделий народного декоративно-прикладного
искусства. Педагог учит детей осторожно обращаться с изделиями, после
чего детям разрешается взять предметы в руки и рассмотреть более
внимательно. В это время тихо звучит народная музыка. |