Программное содержание. Познакомить
детей с творчеством известного художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова.
Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к
произведениям устного фольклора. Показать использование элементов
народных росписей при оформлении произведений фольклора. Учить детей
срисовывать понравившиеся иллюстрации из детских книг; рассказывать с
выражением потешки, песенки и прибаутки.
Материалы. Выставка дымковских
игрушек. Портрет Ю.А. Васнецова. Книги, оформленные Ю.А. Васнецовым:
«Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки». – М., 1984;
«Радуга-дуга. Русские народные песенки, потешки, прибаутки». – М.:
Росмэн, 1996; «Шутки-прибаутки». – Л., 1984; «Русские сказки». – Л.,
1991; «Сорока-белобока. Русские народные песенки, потешки, сказки». –
М.: Росмэн, 1996.
Белые листы бумаги, простой карандаш, гуашь, палитра, кисти, салфетки, баночки для воды.
1-й этап
Педагог знакомит детей с творчеством Ю.А.
Васнецова. Перед детьми на столе портрет художника, а рядом выставка
дымковских игрушек и книг, оформленных Ю.А. Васнецовым.
Рассказ педагога: «Юрий Алексеевич Васнецов
– замечательный художник-сказочник. Он иллюстрировал и оформлял книги
В. Бианки, К. Чуковского, С. Маршака. Его рисунки – всегда праздник.
Одной из основных особенностей его художественного метода является
неразрывная связь с народным искусством. Юрий Алексеевич родился в
Вятке. Вятский край – удивительный, гам много рек, озер, а леса густые,
дремучие. Этот край славится своими глиняными игрушками. (Педагог
обращается к выставке дымковских игрушек и задает детям вопросы: как
называются эти игрушки? Почему эти игрушки называются дымковскими? Какие
характерные особенности дымковских игрушек вы можете назвать?)
Маленький Юра с детских лет видел, как игрушки изготавливали, а затем
такие игрушки везли продавать на ярмарку. Ярмарка называлась Свистунья.
Все дымковские игрушки были звучащими, и дети с удовольствием в них
свистели. Позднее, когда Юрий Алексеевич стал известным художником, он
отражал свои детские впечатления в иллюстрациях к русским народным
песенкам, прибауткам, потешкам, загадкам и сказкам. Вот как вспоминал
художник о знаменитой вятской ярмарке Свистунье: «Дудочки, флейты,
рожки, шарманки играют, свистят, поют – шумит все это. До чего мне
нравились шарманки! Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева,
гипсовые лошадки, петушки – все интересно по цвету!.. Птички из лучины,
хвосты как пропеллер, розовенькие, красные… формовые фигуры из гипса…
Соловей – свистушка…» А вот о зимних праздниках: «…На масленице –
катанье! Морда за мордой, лошади – квартала два! Все напоказ – ковры,
сани с бархатом… Ездят такие красавцы – с усами! Военные! Попоны с
цветами! Метелочки у лошадей на головах…»
Иногда маленький Юра вместо уроков
расписывал стены своей комнаты – утро, вечер, на полатях голубые облака…
Печи расписывал: рисовал то большого оленя, то лесной пейзаж с утками,
сороками. «Был я живой мальчишка. Я кипел все время, без дела не жил!
Страшно любил труд всевозможный ручной – лепил, паял, слесарил. С
голубями, кроликами возился. Аквариум смастерил из стекол и замазки…
фонари (для катка) я сочинял из красной и зеленой бумаги, внутри свеча в
жестяном подсвечнике. Учился и сапоги шить…» Бывал он распорядителем
танцев на гимназическом балу. «…Носишься, объявляешь и первым начинаешь
ганец. Большой бант на грудь, на левое плечо. Большой ведь бант! Я любил
сиреневый!» Вся красота рисунков – из действительности. Есть ли хоть
одна его иллюстрация без цветного банта? «Сокровенные воспоминания
ложились в основу его цветовых видений», – скажет художник Лев Токмаков.
Большим ребенком называли порой друзья этого мудрого человека,
склонного к игре и празднику, к постоянному творческому груду. У него и
звери на рисунках все заняты, трудятся, никто не бездельничает».
Закончив свой рассказ, педагог рассматривает с детьми иллюстрации к детским книгам.
2-й этап
Педагог рассматривает с детьми книги
«Сорока-белобока» и «Радуга-дуга», проиллюстрированные Ю.А. Васнецовым.
Обращает внимание детей на характерные выразительные особенности
иллюстраций: сказочность, праздничность, декоративность. Предлагает
детям рассказать, как художник изображает в своих рисунках траву, цветы и
деревья; показывает взаимосвязь творчества художника с народным
искусством. Затем педагог предлагает детям выбрать наиболее
понравившуюся иллюстрацию и выучить потешку к ней.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
– То-то пригоженький,
То-то пригоженький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там не растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
На реке – камыши.
Расплясались там ерши:
Круг – постарше,
Круг – помладше,
Круг – совсем малыши!
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы, цапы за лапочки!
3-й этап
Педагог предлагает детям вспомнить
выученные на предыдущем занятии потешки и нарисовать к ним иллюстрации;
напоминает, что можно нарисовать свою иллюстрацию, а можно и срисовать,
скопировать иллюстрацию Ю. А. Васнецова. По мере необходимости педагог
осуществляет помощь, напоминает детям, как лучше расположить рисунок на
листе бумаги. По окончании занятия педагог обсуждает с детьми
выполненные иллюстрации и организует выставку работ. |