Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё
представление о нём в пространственно-пластичных образах. Маленький пластилиновый
или глиняный мир, но как настоящий! Белка, ёжик, мишка, сова, Баба Яга... Каждая
фигурка как будто дышит и говорит. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо
играть и ставить маленькие спектакли. А вспомните пластилиновые мультфильмы?
Хорошо, когда дома или в детском саду есть пластилин. Тогда
интересно и весело лепить фигурки, рисовать или вырезать декорации и разыгрывать
на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина
взять солёное тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки
для новогодней ёлки. Во дворе или на даче тоже найдётся материал для лепки. Летом
всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать
скульптуры. Если на улице мягкий снег, почему бы рядом со снеговиком не поставить
пони или белого верблюда, а из снежных комков составить гигантскую гусеницу и разрисовать
её красками.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок
не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости
изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно,
уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом
или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную
и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании
и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз
только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей, ведь не
секрет, что одни дети предпочитают миниатюрные изделия, а другие тяготеют к монументальности.
В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых
образы так или иначе связаны между собой: по смыслу, по размещению в пространстве
(объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера
в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, обороняются,
смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д.
|