Основные задачи логопедического воздействия:
1) научить детей грамматически правильно
строить предложения типа именительный падеж существительного +
согласованный глагол 3-го лица настоящего времени;
2) воспроизводить ритмика-слоговую
структуру трехсложных слов с правильным произношением ударных и
безударных гласных (кроме звука ы);
3) в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов. Этот раздел предназначается для работы с
детьми, у которых объем предложения увеличился до 2-3 слов. Активный
словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами,
но эти слова часто не имеют точной понятийной соотнесенности и
употребляются в неточном их значении. Так, например, дети путают
названия предметов с названиями действий и наоборот. Одни названия
предметов могут заменяться другими по сходству ситуаций, в которых
ребенок встречал эти предметы: "такан" — "куся" (стакан — кружка),
"пато" — "патя" (пальто — платье) и т.д. Одним и тем же словом могут
называться разные предметы, имеющие сходство частных признаков, и
наоборот, один и тот же предмет в разных ситуациях ребенок может
называть по-разному. Чем ниже уровень интеллектуального развития, тем
больше и грубее смешения основных значений слов.
Этот период развития речи носит еще черты
предшествующего речевого развития: полисемия слов, отсутствие
грамматических связей слов между собой, элизия слогов в трехсложных
словах, несформированность звукопроизношения.
Новым качеством, отличающим речевую
практику детей этого уровня развития, является наличие единичных случаев
правильного использования флексий 3-го лица -ет, -ит (реже
множественного числа) у глаголов изъявительного наклонения: мама сидит,
папа идет, бабушка читает ("мама дит", "папа дот", "баба таит").
Положительным моментом можно считать умение
употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени по аналогии с вопросом
логопеда (взрослого) что делает? На этом этапе речевого развития дети
начинают употреблять разные флексии с одной и той же лексической
основой. Часто оформление конца слова не соответствует нормам родного
языка: "ложк-а", "ложк-у", но ложк-ом". Новое явление использования
ребенком поморфемно расчлененного словесного материала свидетельствует о
существенном сдвиге в его развитии. Однако в большинстве употребляемых
детьми предложений слова остаются еще грамматически никак не связанными
между собой. Многие названия действий дети заменяют глаголом делать,
делает: "матик леку деят" (мальчик поливает лейкой), "она деят, тутаит"
(она делает, кушает).
Появившиеся названия действий чаще
употребляются в форме инфинитива или повелительного наклонения: "девая
пати" (девочка спит). Часто названия действий употребляются без
флективного оформления: "титя" (читает), "писа" (пишет).
Характерным для этого периода является
отсутствие названия действий у детей. В их спонтанной речи господствуют
следующие предложения:
1) предложения с пропуском глагола, например:
а) субъект + объект действия — "мати уки" (мальчик моет руки)
"детя баду" (девочка пьет воду);
б) субъект + место действия — "баба кеся тут" (бабушка сидит тут в кресле),
"собатя доми" (собака лежит возле домика);
2) предложения, в которых вместо глагола настоящего времени употребляется инфинитив — "мати баду пить" (мальчик пьет воду).
Неправомерное использование
императивно-инфинитивных форм глаголов или их основ стойко держится в
недоразвитой детской речи. Побуждающие к действию формы слов или запреты
ребенок чаще всего слышит адресованными к себе, затем он их использует
без переконструирования в своих собственных высказываниях: "ати катики"
(смотрит картинки), "он иать" (он играет).
Аграмматичные конструкции не вытесняются
появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами, и
предложения из вновь усваиваемых слов продолжают строиться по старым
образцам.
Употребляемые детьми слова остаются
несформированными в звуковом отношении: нет звуков речи, требующих
верхнего подъема кончика языка, нет стечений согласных, у многих детей
еще не установилась локализация места звука, отчего происходит смешение
далеких звуков: "папата" (лопата), "бабака" (собака). Кроме того, звуки
смешиваются по способу артикуляции: "потит" (смотрит). Однако многие
дети уже могут воспроизвести трехсложную структуру слов с правильным
распределением ударных и безударных слогов: "титяит" (читает), "папатка"
(лопатка). В четырехсложных словах дети опускают слоги: "виваит"
(поливает). Чем лучше формируется звукопроизношение, тем меньше слов, в
которых бы гласные одного ряда замещались гласными другого ряда
образования, например "баниту" (вместо бабочку). Отсутствие
грамматической связи между словами, искажения ритмико-слоговой структуры
слов и грубые искажения и замещения звуков делают сугубо автономной
речь таких детей. Эта речь не может служить им средством полноценного
общения. Тем не менее время появления в детской речи
первых признаков морфологически расчлененных форм одного и того же
слова (мама, маму, маме, мамы; спать, спи, спит, спят) можно
характеризовать как "речевой криз". С этого момента динамика речевого
развития у разных детей может быть различной: одни быстро овладевают
фразовой речью, у других это приобретает затяжной характер, что
необходимо учитывать в логопедической работе. |