Методические указания. Работа над
звукопроизношением тесно связана с работой над слоговой структурой
слова. Детям с низким уровнем развития речи недоступно выделение
отдельных звуков речи и осознание их как отдельных смысловых единиц.
"Усвоение звуков родного языка и их сочетаний происходит при посредстве
усвоения слов: усваиваются только слова как цельные комплексы звуков;
меньших звуковых целых, как материала для воспроизведения, ребенок не
имеет".
Поэтому мы не предлагаем ребенку на данном
уровне развития речи выделять отдельные звуки из слова, анализировать на
слух звуковой состав слова. Такая деятельность требует от ребенка
осознанного отношения к звуковой стороне слова, что недоступно детям
младшего возраста. На этом этапе становления речи допустимо оглушение
звонких согласных, смешение или замещение мягких согласных звуков на
соответствующие им твердые звуки, замена звука ы звуком и.
Давать слоговые упражнения надо осторожно,
так как для детей 3-4 лет стог ничего не значит. И все же в большинстве
случаев нельзя обойтись без стоговых упражнений, поэтому проводить их
нужно в игровой форме.
Задание 29. Научить детей четко
произносить звуки и и т в глаголах 3-го лица единственного числа
настоящего времени изъявительного наклонения: спит, лежит, ходит, кипит,
шумит, бежит, сидит, говорит, сушит и т.д .
Задание 30 . Провести упражнения на дифференциацию звуков п, м, т, н, к в открытых слогах. Например:
1) ма-па па-ма
2) На-та та-на
Если дифференциация звуков и — т — к трудна, следует перенести это упражнение на следующий этап логопедической работы. |