Основные задачи логопедического воздействия:
1) научить детей правильно строить
двухсловные предложения типа: обращение + повеление (выраженное глаголом
в повелительном наклонении), повеление + название предмета
(существительное в форме винительного падежа);
2) заучить отдельные обиходные словосочетания;
3) произносить ударный слог слова;
4) расширить объем понимания речи. Этот раздел предназначается для
логопедической работы с детьми, у которых появилась возможность
соединить безо всяких грамматических связей в одном высказывании
(предложении) два-три, даже четыре аморфных слова. Аморфные слова детей
состоят из одного-двух, редко трех слогов, а также слов-звукоподражаний:
"дека аси зе" (девочка несет флажок), "докиль, то там мяу тона?"
(доктор, что это там, кошка черная?).
Количественный запас слов и объем аморфных
предложений может быть разным, но характерная черта этого периода
развития аномальной детской речи — полное отсутствие способности к
словоизменению. В своей речи дети используют слова только в той
"исходной" форме, которая была ими заимствована из речи окружающих.
Например, форма именительного падежа единственного числа употребляется
на месте всех других падежных форм. У более развитых детей иногда можно
выявить две формы одного и того же слова (например, называет игрушку
"кука", но просит: "Дай куку"; или называет предмет "туй" (стул), но
отвечает на вопрос: "На чем сидят?" — "туи"). Состояние речи этого
периода развития характеризуется полным отсутствием синтаксических
конструкций, в которых бы имел место глагол изъявительного наклонения
настоящего времени 3-го лица с окончаниями -ет, -ит и др. При построении
повествовательных предложений названия действий или отсутствуют, или
выражены инфинитивно-императивными формами и их фрагментами, или
"недостроенным" изъявительным наклонением: "мати пить ади" (мальчик пьет
соду), "дека питя" (девочка пишет), "баба куся" (бабушка кушает) и т.п.
Чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень
его развития. Не исключено, что при полном отсутствии словоизменения
(расчлененных форм слов) могут иметь место отдельные случаи
грамматически правильно оформленных словосочетаний: "адем амо" (идем
домой), " ибуду пакать" (не буду плакать) и др.
Одни дети продолжают пользоваться
преимущественно однословными или двухсловными предложениями, а другие
расширяют словарный запас и объем предложения до 4 и более слов.
Напомним, что в норме предложение в 3 и более слов не может оставаться
грамматически неоформленным.
Если для нормального развития речи
характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение
интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень рано, то
недоразвитая детская речь пестрит сокращениями количества слогов в
словах, что называется слоговой элизией.
Отсутствие восприятия ритмичности
построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает
ритмико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего
послогового выражения. В дальнейшем некоторые дети с трудом заучивают
стихи, так как от них ускользают ритм и рифма стихотворной формы.
Давно замечено, что способность детей
рассматриваемого уровня речевого развития воспроизводить слова различной
слоговой структуры тесно связана с возможностями объединять слова в
предложения. Как только появляется двух-, а затем трехсловная фраза
(даже из аморфных слов-
корней), возникает возможность
воспроизводить по подражанию сначала двух-, а затем трехсложные слова
типа машина, собака, лопата (например: "матина", "патина", "асина",
"бабака", "табака", "абака", "папата", "капата").
Как правило, фонетический состав
употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза речи, но набор
их беднее, чем в норме на этом этапе речевого развития.
Одно из главных условий логопедической
работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, —
проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В
экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется
в его импрессивной речи. |