Цель: формирование предпосылок поисковой
деятельности, интеллектуальной инициативы, творческих способностей,
самостоятельности старших дошкольников в организации театрализованной
деятельности.
Задачи:
· Закрепить у детей основы кукловождения в разных видах кукольных
театров (театр платковых, ростовых, варежковых, штоковых кукол);
· Развивать умения находить нужные выразительные средства (жесты,
мимику, эмоции, тембр голоса) для создания образа героев сказки;
· Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
· Формировать умения вести конструктивную беседу в процессе
совместной исследовательской деятельности по развитию звуковысотного
слуха ребёнка;
· Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности,
предоставлять возможность экспериментировать с кубиком «Эмоции» при
создании образа;
· Воспитывать навыки театральной культуры, артистические качества, творческий потенциал детей, прививать любовь к театру.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».
Материалы: Кубики разного цвета, с наклейками
названия звуков (В-высокие, С- средние, Н – низкие); картинки с героями
сказки (заяц, медведь, лиса, ёж, ворона, девочка) с наклеенным двойным
скотчем; бумажные кубики «Эмоций», на которых изображены разные эмоции.
Ход МХД
Дети входят в зал.
1. Музыкальное приветствие: игра «Здравствуйте».
- Ребята, давайте поздороваемся со всеми присутствующими и друг с другом.
Все становятся, поочерёдно дают левую руку рядом стоящему, называя
имя, здороваются. В конце поднимают все руки и вместе произносят
«Здравствуйте все, добрый день!»
- Ребята, сегодня мы с вами покажем для наших гостей творческую
сказку «Под дождём» (по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибком») Знаете
такую сказку? (Ответы детей). Но сначала ответьте на мой вопрос: что
делают артисты, актеры, прежде чем выступить на сцене? Показать
спектакль? (Ответы детей).
- Правильно, репетируют, вот этим мы сейчас с вами и займёмся. Так
как работать мы будем с куклами для каждого из вас важно знать, что для
каждого актёра-кукловода важно развитие рук и пальцев. Давайте сейчас с
вами разомнём немножко наши ручки.
2. Упражнение «Листопад» (для развития мышц рук).
Ветер по лесу летал Качают руками вверху вправо – влево.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, Считают листики, загибая пальчики.
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзы золотой.
Вот последний лист осинки Выполняют движения кистями рук.
Ветер бросил на тропинку.
Вот рябинка у тропинки, Потряхивают кистью рук.
Кисти алые горят,
А девчонки и мальчишки
Их сорвать скорей спешат. Имитируют сбор ягод.
Много брать мы их не будем Грозят пальцем.
Мы про птичек не забудем. Имитируют руками взмахи крыльями.
Зимой в гости прилетят,
Их ждёт гостинец от ребят. Поглаживают грудь.
3. Упражнение «Лесные музыканты» (для развития голоса, тембрового слуха).
- Молодцы, немного размялись, но для настоящего артиста-кукловода не
менее важна техника речи и развитие голоса. Сейчас мы этим и займёмся.
Повторяйте за мной песенки зверей.
Расшумелись в лесу Зайки:
Взяли в лапки балалайки.
Балалайки трещат,
Зайки весело пищат.
Поют в высоком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ПИ» (нота «Ля» 1 октавы).
Им прокаркала Ворона:
Эй, возьмите на пол тона
Вы пониже для меня.
Хочу песню спеть и я.
Поют в низком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «МИ» (нота «Ми» 1 октавы).
Ей Лисичка говорит:
«Умоляю, помолчи
Со своим фальшивым «МИ».
Зайки, ну-ка заиграйте,
Я сейчас спою для вас».
Поют в среднем регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ЛЯ» (нота «Соль» 1 октавы).
«Эй, кума, остановись,
Подожди не торопись!»
Лисе Мишка прорычал...
«Будет так, как я сказал!»
Поют в низком регистре сначала на одном звуке, затем на двух, потом на трёх звуках слог «ПА» (нота «До» 1 октавы).
А Ворона осерчала.
Песню петь она не стала.
Лишь сказала:»Кар-кар-кар»
Просто форрррменный кошмарррр!
4. Игровая мотивация «Узнай чей голосок?» (на развитие звуковысотного слуха).
- А теперь, ребята, скажите, какие вы знаете звуки по высоте? (Ответы детей: высокие, средние, низкие).
- Вот у меня здесь карточки с изображением героев нашей сказки: Девочка, Заяц, Медведь, Лиса, Ёжик, Ворона.
- Как вы думаете, голосам каких героев соответствуют высокие звуки? (Вариант: ёжик, заяц). Ответы детей.
- А голосам каких героев соответствуют средние звуки? (Вариант: лиса, девочка). Ответы детей.
- Голосам каких героев соответствуют низкие звуки? (Вариант: медведь, ворона). Ответы детей.
5. Модель «Дом звуков» (продуктивная деятельность).
– А теперь я закреплю карточки на кубики, и мы с вами построим дом
для наших звуков, правильно располагая этажи: низкие звуки – нижний
этаж, т.д. Дети выполняют задание.
- Посмотрите, какой у нас получился замечательный дом! И живут в нём герои нашей сказки, каждый на своём этаже.
- Вот теперь, озвучивая свою куклу в сказке, не забудьте, каким голосом вы будете говорить.
А ещё обратите внимание на эмоциональный образ своего персонажа, на его настроение.
6. Тренинг. «Эмоциональный образ».
- Я принесла вам волшебные кубики – кубики «Эмоций», на каждой его
стороне изображена разная эмоция. Посмотрите и назовите мне эти эмоции.
(Дети рассматривают кубик и называют виды эмоций).
- Наши гости ещё не видели сказки и не знают героев. А вы уже очень
хорошо изучили их. Скажите, настроение ваших героев будет одинаковым
на протяжении всей сказки или оно будет меняться? (Ответы детей).
- Внимательно посмотрите на кубик и найдите ту эмоцию, которая
подходит к настроению вашего персонажа в начале сказки, объясните свой
ответ. Дети выстраивают кубики перед зрителями.
А теперь покажите эмоцию вашего героя в конце сказки. Ответы детей.
- Ну что же, теперь, когда отрепетировали, с озвучиванием и
настроением персонажей определились, можно показать нашу сказку. (Дети
уходят за кулисы).
- А пока артисты готовятся, мне бы хотелось вам прочесть стихотворение.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
- Итак, декорации на сцене, артисты готовы.
Занавес открывается, сказка начинается …
Творческая сказка «Под дождём» (по мотивам авторской сказки В. Сутеева «Под грибком»).
Действующие лица: Воспитатель – автор.
Дети-кукловоды: Заяц, Лиса, Медведь (ростовые куклы);
Ворона (варежковая кукла);
Ёжик (штоковая кукла):
Катя, Осень, Подружка (платковые куклы).
Автор: В лес осенний мы попали,
За природой наблюдали.
Что узнали мы, расскажем.
Что увидели, покажем.
Скачет Зайчик.
Заяц: Холодеет с каждым днём,
Очень зябко под дождём.
Весь дрожу я, весь промок,
Как осиновый листок.
Мне бы домик, да посуше, -
Там согрел бы лапки, уши. Апчхи!
Выходит девочка и раскрывает зонтик.
Автор: Тут раскрылся очень кстати
Зонт в руках у нашей Кати.
Катя: Залезай под зонт, малыш,
Согреешь лапки – убежишь!
Вбегает Лиса.
Лиса: Зонтик ваш такой чудесный,
Нам втроём не будет тесно!
Катя: К нам, лисичка, поспеши,
Хвост пушистый подсуши.
Выходит Медведь.
Медведь: Добрый день вам!
Все: Здравствуй, мишка.
Медведь: Угощаю всех вас шишкой.
Все: Спасибо!
Медведь: Можно мне под зонтик влезть?
Нос и уши обогреть?
Лиса: Ой-ой-ой!
Очень уж велик твой рост!
Ты помнёшь мой пышный хвост!
Катя: Хватит места под зонтом,
Нам не тесно вчетвером!
Летит Ворона.
Автор: Тут из леса вдруг летит
Крикунья хрипловатая,
Окраска сероватая,
Повадка вороватая,
На весь лес она кричит:
Ворона: Я под дождиком летала,
Всюду зёрнышки искала.
Крылья, хвост отяжелели,
Я летаю еле-еле…
Я известная персона,
А зовут меня ворона. Карр! Карр! Карр!
Катя: К нам, Ворона, ты лети!
Хватит места всем пяти.
Выходит Ёжик.
Ёжик: Я самый сильный ёж в лесу,
Любую тяжесть донесу!
Я даже взрослому ежу
Пример коль надо покажу!
Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Я трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Дождь застал меня в пути,
Надо крышу мне найти.
Катя: И ежу под зонтом
Место мы всегда найдём!
Катя выглядывает из-под зонтика.
Катя: Вот дождик перестал!
Закрывает зонт.
Заяц: Ну, тогда я поскакал!
Убегает.
Лиса: До свиданья, мне пора,
Там в лесу моя нора!
Убегает.
Медведь: Ну и мне пора в дорогу,
Спать пойду в свою берлогу.
Уходит.
Ворона: Полечу тогда и я,
До свидания, друзья!
Карр-карр!
Ёжик: Побежал тогда и я,
Ждёт меня моя семья.
Катя: (машет всем рукой) До свидания, зверята!
Вышло солнышко опять –
Можно всем идти гулять.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора
Осень: Ты обо мне, а вот и я!
Привет осенний принесла.
Не виделись мы целый год,
За летом следом мой черёд.
За то, что помогла зверятам,
Тебя не знаю, как благодарить.
Я столько совершу чудес,
Пойду, озолочу весь лес.
Дам бусы красные рябинкам,
Берёзкам – жёлтые косынки.
Ковёр на землю постелю,
Ежову норку утеплю.
А ещё я предлагаю
Всем сейчас потанцевать.
Пусть музыка звучит сейчас,
Я приглашаю вас на вальс!
Катя: Эй, подружка, выходи вместе с нами попляши.
Автор: Не услышала подружка,
Но ведь это не беда.
Осень и девчушка Катя
Стали вместе её звать.
Катя, Осень: Эй, подружка, выходи вместе с нами попляши.
Выходит Девочка. Танец кукол «Вальс».
Автор: Хорошо, когда дружны
Медведи и ежи.
Дружат звери, дружат птицы,
Волки, зайцы и лисицы.
Им всем в лесу совсем не тесно,
А вот вместе - интересно!
Пусть будет Мир среди зверей,
И жить всем будет веселей!
Выходят все герои, поклон. |