Цели.
1. Закрепить представления детей о правилах безопасности
жизнедеятельности.
2. Формирование представлений о правилах общения с огнем
и электроприборами, о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях;
накопление некоторых знаний общения с незнакомыми людьми.
Задачи на развитие познавательных способностей:
Учить понимать значения и необходимость гигиенических
процедур;
Расширять представления детей об источниках опасности и
правилах поведения в быту;
Развивать у детей желание освоить правила поведения на
улице, на природе;
Учить их применять личный опыт в игровых ситуациях;
Развивать у детей внимание, восприятие, ассоциативное
мышление.
Задачи на развитие речи:
Развивать связанную речь детей; тренировать детей в
согласовании существительных с глаголами;
Закреплять умение образовывать близкие по смыслу
однокоренные слова.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей умение вести себя в обществе;
Развивать у них чувство сострадания, стремление проявлять
заботу о других.
Оборудование. Большой мяч на котором нарисована веселая
рожица. Картинки «Осторожно дорога», «Опасности дома», «Животные на улице»,
«Грибы и ягоды»; предметы гигиены; картинки-обводки, карандаши, аудиозапись
«Маленькая страна», макет «Маленькая страна», «Избушка на курьих ножках»,
ведерки, опасные вещи: ножницы, иголки, ножи, булавки, электроприборы.
Предварительная работа. Экскурсия к светофору, знакомство
с дорожными знаками, экскурсия в прачечную. Изготовление
макета «Маленькая страна»
Чтение: М.
Ильин «Машины на нашей улице»; С. Маршак «Пожар»; Г. Новицкая «Дворняжка»; А.
Дмириев «Бездомная кошка», Г. Зайцев «Дружи с водой», А. Барто «Девочка
чумазая», загадки об опасных предметах, о домашних животных.
Дидактические игры:
«Источники опасности», «Игра - дело серьезное», «По грибы», «Съедобные и
несъедобные грибы», «Таня простудилась», «Правила гигиены»
Беседы: «Я
знаю, что можно, а что нельзя», «Чистота и здоровье», «Безопасность в нашей
группе», «Безопасность при общении с животными», «Всем ребятам надо знать, как
по улице шагать», «Если ты потерялась», «Чужие люди», «О чем говорит светофор».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по
городу», «Поликлиника», «Семья - поездка в лес», «01».
Продуктивная деятельность: «Мыло пенится в корыте, мы
стираем посмотрите», «Автобус», рисование «Витаминки», лепка «Грибы съедобные и
несъедобные».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята!
Закройте глаза и вспомните, что Вы больше всего любите делать. Вспомнили?
Откройте глаза. Прошу Вас не говорить, а показать движениями.
Этюд «Моё любимое занятие» (Дети показывают средствами пантомимы, как они рисуют, кормят рыбок,
укачивают кукол, бегают, прыгают, играют с разными игрушками.)
Воспитатель:
Молодцы, сколько у Вас интересных занятий, как вы любите бегать, прыгать,
веселиться! Настоящие непоседы! У меня есть дружок, он очень похож на Вас.
Угадайте, кто это?
Упадет – не плачет,
Ножек нет, а скачет.
Дети: Мяч. (В группу влетает мяч, брошенный помощником
воспитателя.)
Воспитатель:
Ой, какой у нас гость. Это он и есть, мой знакомый мячик. Непоседа. А как можно
играть с мячом?
Дети: Кидать,
катать, отбивать, ловить...
Воспитатель:
Хотите поскакать с мячом?
Дети: Да.
Динамическая пауза
«играем с мячом».
Воспитатель:
Но упал мой мяч с небес,
Закатился в черный лес,
Раз, два, три, четыре, пять...
(Воспитатель берет
мяч, тот как бы выскакивает из его рук и выкатывается из комнаты)
- Мы пойдем его искать?
Укатился! Хотелось бы Вам, друзья понаблюдать за его
приключениями?
Дети: Да.
- Наденьте волшебные очки, они помогу нам увидеть
Непоседу. Если понадобится, мы можем прийти ему на помощь, согласны?
Дети: Да.
Пальчиковая гимнастика «Очки»
Дети надевают
«очки». Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными образуют колечки.
Колечки поднести к глазам. Воспитатель выставляет макет «Маленькая страна». Мяч
останавливается около закрытой двери, выходит «Чистота»:
Здравствуйте дети! Я - «Чистота»
Я пришла Вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесет нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный,
С грязью будьте осторожны!
Гигиену очень строго
Надо соблюдать всегда.
Под ногтями грязи много,
Хоть она и невидна.
Не тяните пальцы в рот!
Это правило поверьте,
Лишь на пользу вам пойдет.
Гигиена:
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «хорошо - плохо», я буду называть вам
действия, а вы говорите хорошо это или плохо.
- Мыть руки, ноги, принимать душ. (Ответы детей)
- Чистить зубы
- Грызть ногти
- Проветривать комнату
- Сидеть долго перед включенным телевизором
- Гулять на свежем воздухе
- Ковырять пальцем в носу
- Есть грязные фрукты
- Делать зарядку Гигиена:
Подружись ты с чистотой
Руки мой перед едой
Зубы щеткой лучше три
И снаружи и внутри
Волосок за волоском
Расчеши ты гребешком
Свежий воздух не вредит
Человека он бодрит
Солнце, воздух и вода
Наши лучшие друзья
Мы открыли вам секрет
Как здоровье сохранить
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить
До свидания ребята!
Будем очень рады вам
Мяч останавливается
в комнате где на полу «разбросаны» вещи: картинки, острые колющие, режущие
предметы (ножи, вилки, ножницы)
Воспитатель:
Какой беспорядок! Сами по себе эти вещи не очень опасны, если с ними аккуратно
обращаться и убирать на свои места
- Что может случиться, если вещи не лежат на месте? Дети:
- Можно порезать ноги из-за неубранных пустых бутылок;
- Можно получить травмы из-за неподметенных на кухне
картофельных очисток.
- Можно упасть на мокром полу.
(Дети по очереди
раскладывают их на места)
Воспитатель: А
какие опасные вещи еще находятся у нас в квартире?
Дети: Электрические
приборы - они могут вызвать пожар и в них есть электрический ток.
Воспитатель:
Ребята, мяч подкатился к балкону. Стой! Разве можно одному выходить на балкон?
Дети: Нет,
можно упасть.
Воспитатель:
Нужно закрыть дверь. Смотрите, Непоседа покатился во двор. А на дворе тоже
таятся опасности. Какие?
Дети: Собаки,
бродячие кошки, от них можно заразиться, на них много микробов. Чужие люди.
Можно потеряться.
(Дети рассматривают
картинки с изображением животных с хозяином и бродячих и объясняют к каким можно
подходить, а каким нет.)
Воспитатель:
Вспомним ребята как нужно вести себя на улице.
Дети:
- Гулять во дворе, не уходить далеко от дома.
- Не брать угощение от незнакомых людей, не разговаривать
с ними
- Не подходить к животным
- Не играть рядом с проезжей частью.
Воспитатель:
Шалить опасно у дорог!
Ребята, на проезжей части
Игра кончается несчастьем!
(Воспитатель ставит
маленький мячик на мостовую города.)
- Ах. Видите? Может случится беда! Мячик выскочил на
мостовую. Скорее расскажите ему о правилах поведения на дороге.
Дети: На улице
ходят люди только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Они должны идти с
правой стороны, чтобы не мешать людям идущим на встречу. Если есть пешеходная
дорожка, то люди идут по ней.
Воспитатель: Он
услышал Вас! И вернулся на тротуар! Мы можем не только видеть, что происходит с
мячом, но и разговаривать с ним. Спросите его о чем-нибудь.
Дети: Мячик
Непоседа, что ты видишь, что ты слышишь?
Мячик: (тихо, как бы из далека)
Шуршат по дорогам
Весёлые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины.
- А ещё я вижу....
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогают улицу
Людям перейти.
- Что это?
Дети: Светофор
Воспитатель: Какие
сигналы светофора Вы знаете, что они обозначают? (Ответы детей). Ребята, возьмите обводку - кружок и изобразите с её
помощь светофор. (Дети обводят,
раскрашивают кружочки красного, желтого, зелёного цвета.)
Игра «Светофор»
Ведущий поочередно
зажигает разные цвета светофора. На жёлтый, на красный цвета дети стоят, на
зелёный - шагают на месте. Дети допустившие ошибку, садятся на стул.
Воспитатель:
Вернем мячик на улицу городка, ему так хочется продолжить путешествие. Непоседе
необходимо перейти улицу, подскажите, как это можно безопасно сделать.
Дети: Можно
перейти улицу по сигналу светофора, по пешеходному переходу или подземному
переходу.
Воспитатель:
Мячик решил спуститься в подземный переход. Стоит
знак «человек шагает по лесенке».
- Непоседа очень устал, напрыгался за день и уснул. Давайте
и мы отдохнем, ложитесь на коврик.
Релаксация «Отдохнем»
Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать. Но не все
пока умеют Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение:
И становится понятно -
Расслабление приятно!
(Пока дети отдыхают
воспитатель перекладывает мячик на кораблик.)
Воспитатель:
Проснулся наш маленький герой, а он на корабле. И вдруг корабль неожиданно
накренился и мяч упал в воду.
Мячик: (громко, тревожно) Караул, тону!
Воспитатель: Как
вы думаете, ребята, напрасно он беспокоится или нет?
Дети: Кто не
умеет плавать может утонуть, может его унести водой.
- А в мячике есть воздух он не должен утонуть, он будет
плавать.
- Одним без родителей купаться нельзя.
Воспитатель:
Мячик выскочил из воды на крутой бережок, на котором стоял дремучий лес, и
покатился по тропинке. Как вы думаете, ребята, какие опасности его там
подстерегают?
Дети: На него
могут напасть дикие звери, может попасть в глубокую нору, много в лесу ядовитых
грибов и ягод.
Мячик:
Посоветуйте, как бы мне от опасности избавиться?
Дети: Вот мячик
рассмотри картинки и запомни, какие грибы и ягоды нельзя в лесу трогать, они
опасны.
(Детская игра
«Грибы», дети раскладывают грибы -
съедобные в корзину, ядовитые в ведро.)
- Можно запрыгнуть на дерево и там переждать, когда
лесные звери уйдут.
- Можно подпрыгнуть очень-очень высоко и сразу из леса
выпрыгнуть, одному в лес ходить нельзя.
Воспитатель:
Вдруг наш мячик видит - перед ним по тропинке бежит и горит домик Бабы Яги. Наш
Непоседа от удивления так и стукнулся лбом об сосну на краю тропинки.
Мячик: Что
случилось, почему?
Ничего я не
пойму.
Воспитатель: Тили
- бом, тили - бом.
Загорелся чей-то дом.
Нужно нам туда спешить -
Дом помочь им потушить.
Мячик: Ребята,
кто поможет потушить пожар?
Дети: Если дома
появился дым, ты не прячься, позвони «01» и приедут пожарные.
Проводится игра «Потуши» (Дети ложками из одного стакана переносят воду в другой стакан.)
Воспитатель:
Пять, четыре, три, два, раз
Вот и всё. Огонь погас.
Кто пожару был виной?
Баба - Яга: Домовёнок
дома был один,
Нашел он где-то спички
Решил устроить он костёр
Да только плохо вышло.
Сгорела кукла и кровать,
Домовёнок дымом отравился.
За чем же спички в руки брать?
Костёр в доме разжигать?
Да лучше книгу почитать
И другу сказку рассказать.
Воспитатель: Чтобы
не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Возле дома и сарая,
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
И в лесу костёр опасен -
Для деревьев, птиц, зверей.
Всем давно понять пора:
Детям спички не игра!
Мячик: Поможем
построить новый дом Бабе Яге, ребята? (Да)
Ведущий: И
пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
И высокий, и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали.
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Мячик: Спасибо,
друзья, что вы всему научили меня. Я буду внимателен и осторожен, и буду
соблюдать все правила поведения.
|