Ребенок 3—4 лет уже много знает и умеет. В частности, он
знаком и легко оперирует в своей речи простейшими обобщающими понятиями,
такими как «цветы», «деревья», «грибы», «ягоды», «фрукты», «овощи»,
«транспорт», «игрушки», «мебель», «обувь», «одежда» и другие. Более того, малыш
начинает различать и называть разные виды растений, животных, грибов, фруктов,
ягод и т.д.; интересуется деталями, видит и может запомнить названия частей,
из которых состоит исследуемый объект. Этот возраст — возраст почемучек —
хорошее время для расширения представлений об окружающем мире, развития
наблюдательности, формирования вдумчивого и заинтересованного отношения к
окружающей природе.
В данном разделе представлен богатейший материал для
проведения игр-занятий по ознакомлению ребенка с окружающим миром, а именно с
лесными растениями средней полосы России.
До начала занятий следует распечатать карточки и разрезать
их по пунктирным линиям, затем наклеить на картон. Чтобы карточки не терялись,
можно сложить их в почтовый конверт.
В разделе представлено 4 темы: грибы, деревья, цветы
полевые и ягоды. Мы на примере одной из тем покажем, как можно заниматься с
малышом. Остальные занятия можно строить по аналогии с приведенными примерами.
Занятие 1. Ознакомительное.
Покажите ребенку первую картинку (первое лукошко) и
спросите, что лежит в лукошке? (Грибы.) Предложите найти среди маленьких
карточек все грибы (собрать грибы в лукошко). А затем попросите малыша
разложить цветные карточки в отведенные для них рамки. При этом ребенку
придется сопоставить контурный и цветной рисунки, чтобы положить карточку
именно в свою рамку, а это не простая задача для трехлетнего малыша. На этом
первое занятие можно закончить и в заключение предложить ребенку выбрать и
раскрасить один из грибов. В данном случае лучше, чтобы малыш раскрашивал по
образцу, поэтому оставьте в качестве образца нужную цветную карточку, а остальные
уберите, чтобы они не отвлекали ребенка. Если ребенок быстро раскрасит и ему
это занятие сильно понравится, то пусть аналогично раскрасит еще 1-2 гриба.
В процессе занятия к слову называйте грибы по названию,
например, «какой хороший боровик ты нашел» или «дай я рассмотрю эту сыроежку» и
т.д. От ребенка пока не требуется повторять эти названия, однако он поймет, что
все грибы разные и все они имеют свои названия, а кое-что малыш и запомнит.
Занятие 2. Какие бывают грибы.
Вновь
предложите ребенку «собрать» все грибы и разложить их в рамочки. Спросите, из
чего состоит гриб. (Ножка, шляпка.) Предложите найти гриб по описанию,
например: «Найди сыроежку, у нее ножка белая, а шляпка красная» или «найди
боровик, у него шляпка сверху коричневая, снизу желтоватая, а ножка у боровика
крепкая, толстая, как бочонок» и так далее. На следующем этапе предложите
малышу сравнить два гриба, рассказать, к примеру, чем боровик отличается от
опенка. (У боровика шляпка темная, а у опенка светлая, у боровика ножка толстая,
а у опенка тоненькая, у опенка на ножке юбочка, а у боровика нет.) Если
ребенок поначалу затрудняется с ответами, то можно помочь ему, говоря начало
фразы и интонацией побуждая его закончить предложение, например: «У боровика
ножка толстая, а у опенка...». В конце занятия предложите ребенку раскрасить
оставшиеся грибы. На этот раз пусть он раскрашивает грибы по памяти или по
своей фантазии.
По ходу занятия в доступной форме рассказывайте малышу
то, что знаете сами. Например, можно рассказать, что самый ценный гриб в лесу —
это боровик, его по- другому называют еще белым грибом, или сообщите, что опята
любят расти на пнях и т.д. Не бойтесь делиться с ребенком своими знаниями,
даже если вы в чем-то не совсем уверены, потому что для трехлетнего малыша не
столь важно точно знать все в подробностях, сколь необходимо почувствовать, что
этот мир прекрасен, разнообразен и неисчерпаем, и что все вокруг очень
интересно, и что все хочется узнать.
Знакомство с цветами, листьями и ягодами проводится
аналогично.
Все растения и грибы, представленные в данной книге,
можно встретить на прогулке в лесу и собрать в лукошко. И только ягоды делятся
на лесные и садовые. Чтобы как-то зрительно разделить ягоды лесные и садовые,
для них предусмотрены рамки разного цвета. Расскажите ребенку, что растения
бывают лесные и садовые. Предложите ему вспомнить, что растет в саду и
огороде.
Кроме описанных выше занятий, с этими карточками можно
придумать много увлекательных игр. Опишем некоторые из них.
Игра «Что мы
видели в лесу»
Играют 2-4 человека. Карточки перемешиваются и
раскладываются на столе картинками вниз. Участники игры по очереди берут по
одной карточке, переворачивают карточку рисунком вверх и говорят, что на ней
нарисовано. Если рисунок назван правильно, то играющий забирает картинку себе,
а если ответ дан неверный, то карточка откладывается в сторону. Выигрывает
тот, у кого в конце игры будет больше правильно названных карточек.
Если вы играете вдвоем с ребенком и нет никого, кто был
бы готов играть с малышом «на равных», например, старшего братика, соседской
девочки, любимой бабушки и т.д., то можно несколько изменить правила игры. В
этом случае ребенок сам переворачивает и называет все карточки. То, что он
назвал правильно — достается ему, а то, что он не смог назвать — остается вам.
В конце игры сравниваете, у кого карточек больше, если больше у малыша, то он
победил, если осталось больше у вас, то малыш проиграл. И это справедливо,
потому что проигрыш фактически означает, что он отгадал меньше половины
карточек.
Игра «Отгадай
загадку»
На обороте некоторых карточек написаны загадки. Карточки
с загадками перемешиваются и складываются в столбик картинками вниз. Вы
читаете загадку на первой карточке, а ребенок отгадывает. Затем он берет эту
карточку, переворачивает ее рисунком вверх и смотрит, что на ней нарисовано.
Если ребенок сначала ответил неправильно, но, глядя на рисунок, сам исправил
свою ошибку или если он сначала не смог назвать ответ, а потом, глядя на
картинку, ответил правильно, то он забирает карточку себе. Ну а то, что он не
смог назвать — остается вам. В конце игры сравниваете, у кого карточек больше,
если больше у малыша, то он победил, если осталось больше у вас, то малыш
проиграл.
Разгадывать загадки трехлетний малыш в общем-то не умеет.
Поэтому, несмотря на то, что здесь подобраны простейшие загадки описательного
плана и рифмовки, ребенок, скорее всего, ничего не отгадает. Ничего страшного:
помогите ему, объясните, почему у этой загадки будет такая отгадка, покажите
на рисунке те особенности и детали, которые описаны в загадке. Если он вас
поймет — это уже успех.
|