Цель: закрепление знаний детей о зимующих и
перелетных птицах, умения создавать объёмную фигуру, конструировать из
предложенного материала.
Задачи:
Развивающие:
- развитие мелкой моторики рук;
- стимулирование развития памяти и внимания.
Способствование развитию
- художественного вкуса и творческих способностей;
- уверенности в своих силах и способностях;
- способствование развитию конструкторских способностей.
Воспитательные: Воспитывать
- в детях чувство доброты, внимательное отношение к близким людям, любовь к природе, к родному краю через ручной труд.;
- самостоятельность и аккуратность, бережное отношения к материалам (использование бросового материала - обрезков синтепона);
- бережное отношение и любовь к живой природе, птицам.
Развивать чувство сопереживания, желание помогать птицам пережить голод зимой
Образовательные: Обучение
- технике изготовления объемных изделий из материала (синтепон).
Закрепление техники набивания формы. Формировать умение вдевать нитку в
иголку, завязывать узелок. Закрепление изученных приемов шитья стежками.
- сборке изделия (конструированию) модели из различных деталей.
Закрепить знание названий птиц, их проблем в зимнее время,
особенностей питания; умения классифицировать птиц на две группы –
зимующие и перелетные.
Совершенствовать речь как средство общения
Оборудование: запись «Птичьи голоса», квадраты двух
размеров (10х10см и 5х5 см) из синтепона, обрезки синтепона (для
формирования хвостика и крыльев), иголки, нитки, клей ПВА, деревянные
заготовки элементов кормушки, молотки и отвертки (на каждого мальчика),
гвозди и шурупы.
Интеграция образовательных областей: социализация (приобщение к
элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми, формирование гендерной принадлежности,
развитие трудовой деятельности, воспитание ценностного отношения к
собственному труду, труду других людей и его результатам, безопасность,
формирование экологических предпосылок); познание (сенсорное развитие,
развитие продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира,
расширение кругозора, ознакомление с природой); коммуникация (развитие
свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов
устной речи).
В занятии принимают участие родители детей (бабушка Анастасьюшки и дед Андрей)
Предварительная работа:
Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание репродукций картин,
изображающих жизнь птиц поздней осень; беседы о кормах для птиц,
заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время. Рисование и
выполнение аппликации по теме «Птицы». Знакомство с материалами
энциклопедий
Экскурсия в парк и на зерносклад.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке Анастасьюшке.
Занятие проводится в музыкально-спортивном зале.
В углу зала оборудована русская изба: печка, возле печки поленья,
ухват. Постелен половик. На печке стоят чугунки, решето, где сушится
зерно. К занавеске прикреплено «окно», к которому прилетели птицы. У
печки сидит бабушка и перебирает крупы. Воспитатель приглашает детей в
зал, знакомит детей с бабушкой. Дети здороваются.
Бабушка: Что-то на улице прохладно. Запамятовала я, какой же месяц на дворе? (ответы детей)
Дети обращают внимание на окно, к которому подлетели птицы. (Включается запись с птичьими голосами).
Бабушка: Что это птички расчирикались? Что случилось? (подводит детей к ответу: на улице стало холодно и мало корма)
Воспитатель: Дети, на какие две группы мы делим птиц? (ответы детей :
зимующие и перелетные) Чем эти птицы отличаются? Почему некоторые птицы
покидают родные места?
Воспитатель: Правильно, ребята. Есть птицы, которые не боятся лютых
морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас около садика круглый год.
Назовите зимующих птиц.
Ответы детей: сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби.
Воспитатель: Да, ребята, правильно, эти птицы будут зимовать вместе с
нами. Но есть птицы, которые собираются в стаи или улетают в одиночку
(кукушка) в теплые края. А как называются птицы, которые улетают в
теплые края?
Ответы детей: перелетные.
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать?
Ответы детей: клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.
Воспитатель: А как эти птицы называются?
Ответы детей: кочующими.
Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы»
Правила игры такие, если я буду называть перелетных птиц, вы будете
изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны
присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.
Бабушка: Кто это подает голос за окном?
Дети: это голоса птиц.
Бабушка: А вы можете определить птицу по голосу? Ко мне прилетели мои
друзья. Давайте по голосу определим птицу и найдем ее изображение.
Проводится игра «Найди по голосу»
При нахождении картинки с изображением птиц бабушка Анастасьюшка
загадывает детям загадки о птицах (не всегда о той птице, которая
изображена на картинке)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички — ... (ласточки)
Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит. (дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.(журавли)
Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов -
Маленьких таких птенцов? (ласточка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
У неё глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (сова)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист)
Открывается дверь, появляется дедушка.
Дедушка: сколько, Анастасьюшка, у нас гостей сегодня. А чем это вы
занимаетесь? (ответы детей) Молодцы, много вы о птицах знаете. А какое
время года наступит за осенью? (ответы детей) Правильно, придут морозы,
наметет зимушка-зима снега, скроет всю землю. А чем же птицы будут
питаться? Чем мы сможем им помочь?
Ответы детей: птиц нужно подкармливать.
Дедушка: а где же мы будем птиц кормить? Правильно, вот и давайте
смастерим для птиц столовую. Предлагает мальчикам пройти с ним в
мастерскую.
Бабушка: в длинные осенние вечера, когда все уже убрано на огороде и в
поле, собирались женщины в какой-нибудь избе и занимались рукоделием –
кто вязал, кто шил да штопал, кто прял. А мы сегодня с вами изготовим
птичек.(приглашает девочек изготовить игрушечных птиц).
Дедушка с мальчиками изготавливают кормушку, а девочки с бабушкой – птичек.
До начала работы дети совместно с руководителями вспоминают правила
техники безопасности при работе с иголкой и ножницами, молотком и
гвоздями, отверткой.
Бабушка : а чем же мы зимой будем птиц подкармливать?
Ответы детей:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Овес едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое сало – лакомство для синиц, поползней и дятлов. Сало подвешивают на ниточках за окном или в кормушках.
Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались?
Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах, мастерили новую столовую для птиц.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие группы
делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о
том, как люди могут и должны им помогать. Бабушка Анастатьюшка помогла
нам сделать игрушечных птиц, а дед Андрей - изготовить новую кормушку
для птиц, которую мы повесим на рябину и будем зимой подкармливать птиц.
Давайте поблагодарим их и пригласим в гости на день птиц 22 октября. А
птичек, которых изготовили девочки, мы подарим младшим ребятам на
празднике птиц. |