Программное содержание: Продолжать знакомить детей с растительным миром,
его значением для всего живого на нашей планете Земля. Учить детей
выражать свои мысли, составлять описательные рассказы по схемам.
Закрепить знания о растениях, овощах, фруктах. Развивать память,
мышление, связанную речь. Воспитывать бережное отношение к природе. Словарная работа: кислород, хлоропласты, фитонциды, витамины. Предварительная работа: наблюдения в природе, экскурсии, беседы, дидактические игры. Материал: имитация леса, иллюстрации, музыкальное сопровождение,
речевые схемы, набор для опыта с водой; муляжи: плоды деревьев.
Содержание занятия
- Дети, я хочу открыть вам один секрет: Я узнала, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок. Речка, небо голубое – Это все мое, родное Это Родина моя Всех люблю на свете я.
- Да, дети, у каждого из нас есть очень много друзей в этом мире, и
есть такие друзья , которых называют зелеными друзьями. Вы наверное уже
догадались, что речь идет о растениях. И сегодня я предлагаю вам
навестить наших друзей и вспомнить о них все, что мы знаем. - А как вы думаете, где можно встретить много разных видов растений? - Правильно дети в лесу. (Дети приглашаются в имитационный лес, присаживаются на стульчики) - Вот мы и пришли к нашим друзьям-растениям. - Давайте вдохнем аромат леса. (Ароматерапия: ель, сосна. Дыхательная гимнастика)
- В лесу можно встретить много разных видов растений, давайте с вами
вспомним, что же относиться к растениям? (трава, цветы, кусты, деревья).
– Какие вы знаете травы? - Какие вы знаете осенние цветы? - Какие вы знаете деревья? - Вы заметили, я спросила осенние цветы. Какое заканчивается время года?
- А как вы думаете, почему происходит смене времен года на нашей
планете? (планете движется по своей орбите вокруг Солнца, когда Земля
ближе к Солнцу – весна, лето, когда Земля отдаляется от Солнца – осень и
зима). - Из-за того, что Солнце меньше греет, день становится
коротким, ночь – длиннее; воздух прохладным, земля холодной. Растения
готовятся к зиме – листочки желтеют и опадают. - Почему желтеют и опадают листья?
(Один из детей по иллюстрации рассказывает о фотосинтезе. В листочках
хлоропласты зеленного цвета, они как маленькие фабрики с помощью
солнечного цвета берут из воздуха углекислый газ, также минеральные
вещества, которое впитывает растение через корневую систему из земли и
строят новые клеточки. Из которых потом листья, ветки, кора ствола и
вырабатывают сахар для питания растений. Также в листочках есть еще
и клеточки желтого и оранжевого цвета. Когда мало солнечного света,
зеленые хлоропласты растворяются и остаются клеточки желтого и других
цветов. Поэтому в осенний сезон у растений листочки становиться разных
красивых цветов) - А сейчас давайте с вами помедитируем, каждый из
вас представит себя каким-нибудь из деревьев. (Моцартотерапия. Дети под
музыкальное сопровождения прикрыв глаза представляют себя каким-нибудь
из деревьев). - А теперь мне хотелось узнать, кто из вас ,каким себя деревом представил? Дети:
Я представила себя березкой. У меня стройный ствол и тоненькие веточки.
Еще совсем недавно у меня был золотой наряд, но прошло время и вокруг
меня получился прекрасный разноцветный ковер из моих красивых листочков.
Я представил себя орехом. Я осенью тоже был одет в разноцветный наряд и дарил всем свои плоды. А теперь я засыпаю.
Я – елочка. У меня нет листочков, но есть иголочки зеленого цвета. Я
тоже подарила свои плоды и животным и людям. Скоро будет праздник Новый
год и я прейду к вам и тогда вы уже будете дарит свои украшения для
меня, песни и танцы. - А теперь давайте с вами поиграем.
(Дидактическая игра с элементами песочной терапии «Что ты нашел?» Дети в
песке находят: шишку, плод платана, орех, каштан, желудь, лук, чеснок,
морковь, яблоко. ) - Посмотрите, среди плодов деревьев мы еще что-то нашли. Что же это? (фрукты, овощи) - Протяните свои ладошки и покажите у кого овощи, фрукты.
- А давайте, попробуем с вами описать фрукт или овощ с помощью
значковой схемы. Я буду показывать знак, а вы подбираете слова для
описания. И потом мы сможем составить небольшой описательный рассказ про
фрукт или овощ. (Работа со схемами). - Нам помогают фрукт и овощи, обогащают наш организм витаминами, чтобы мы могли расти здоровыми и жить. - А что же помогает растениям, чтобы они могли расти и жить? - Да, вода – это чудо, которая дает жизнь для всего живого, растений, животных, людей.
- Я хочу вам, показать на примере воды, которая наполняет эти стакана,
души людей которые наполняют наши тела. Представим, что каждый человек
это стакан. Вода – это то, чем наполнен человек. Чистая прозрачная вода –
символ внутренней чистоты, добрых поступков и помыслов человека. Но что
же может случится с человеком, когда в него начнет закрадываться
маленькие капли злости, обиды, жадности, лжи. Его душа начинает чернеть,
с каждой каплей все больше и больше поглощая его чистоту. (Опыт с
водой. Два стакана наполненных водой. В один из которых добавляются по
капле черные чернила). - Если б вам предложили испить воды из этих двух стаканов, какой бы вы выбрали? - Так и в жизни, мы выбираем себе друзей и окружающих людей с чистой душой, как прозрачная вода. - А сейчас я вам предлагаю вернуться из нашего путешествия, и еще раз вспомнить о наших друзьях-растения, и отношения к ним. (Стих о бережном отношении к природе. Дети рассказывают все вместе).
Знаю я, что вам необходима. Вам не нужно долго вспоминать. Все из вас хотят любить и быть любимыми, И хотят, чтоб не болела мать. Чтоб на нашей, маленькой планете, Только звезды падали с небес Были все доверчивы как дети И любили дождь, траву и лес.