Программное содержание:
Закреплять знания детей о лекарственных растениях.
Уметь распознавать и называть их по листьям, цветам и плодам.
Учить различать ядовитые и лекарственные растения.
Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта, описательные рассказы по памяти.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение использовать разные части речи по смыслу.
Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут рядом.
Наглядность:
иллюстрирование открыток.
книга "Все обо всем” т. 11, стр. 216.
корзинка для Незнайки, наполненная ягодами красной рябины.
прозрачные пакетики с засушенной травой для игры в "Зеленую аптеку”.
свежемороженые ягоды для игры "Угадай вкуса”.
стакан с пластмассовой крышкой на каждого ребенка.
смесь сушенных листьев мелиссы, смородины, ягод земляники, черемухи, шиповника.
для игры "Золушка” сушеные ягоды земляники, черемухи, шиповника.
Воспитатель привлекает детей к беседе:
В: Дети, как вы думаете. Почему нас сегодня так мало? Сегодня не пришла Оля.
Д: Дети заболели. Началась эпидемия гриппа.
В: Как мы с вами защищаемся от этой болезни?
Д: Едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.
В: Вы заметили, что я сегодня необычно оформила группу? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Д: О лекарственных травах.
В: Давайте поудобнее сядем на ковер и побеседуем. Вот у меня умная
книга "Все обо всем” я сейчас прочту вам небольшой рассказ, вы
внимательно прослушаете его и ответьте на мой вопрос: какие части
растений считаются лекарственными?
В. Читает рассказ из "Все обо всем”. "Какие части растений считаются лекарственными” т. 11 стр.216.
Д: Лекарственными могут быть корни, листья, цветы, плоды.
В: Кто мне назовет растения, у которого лекарственным считается корень? Какие это растения?
Д: Лопух, пион, валерьяна, одуванчик.
В: А у каких для лечения используется листья?
Д: Крапива, одуванчик, мать-и-мачеха, мелиса, береза, подорожник.
В: У каких растений лекарственными считаются цветы?
Д: Ромашка, погодки, одуванчик, тысячелистник, пижма, чистотел.
В: Какие растения богаты лекарственными плодами?
Д: Шиповник, красная и черноплодная рябина, паслен малина, смородина.
В: Дети, давайте вспомним наши экскурсии. С какими растениями мы знакомились, и каковы их лечебные свойства?
Заслушиваются рассказы детей.
Экскурсия в березовую рощу. Сбор почек и листочков. Листья мы засушили
для того, чтобы сейчас заваривать чай от простуды и понижения
температуры. А почки мы подарили М.И.
Экскурсию на поляну, где растут одуванчики. Их было целое море. Мы
собрали цветочки, а вы сварили варение и угощали нас. Оно очень полезно
от простуды.
На поляне мы выкапывали корни лопуха. Мы их ели. Они такие кислые и вкусные. Они помогают нашим зубам и деснам не болеть.
В: Молодцы! Вы уже многое знаете. А теперь давайте поиграем в игру "Угадай, кто я”.
Игра "Угадай кто я”
На голову ребенка одевают маску с изображением растения. Ребенок
маску не видит. Он должен узнать кто он. Для этого он задает наводящие
вопросы товарищам, чтобы выяснить кто он.
Например: вопросы поставлены для ответа "да” "нет”.Я цветок? Да
Я расту в лесу? Нет
Я расту в огороде? Да
Я беленький? Нет
Я оранжевый? Да
У меня лекарственный цветок? Да
Я ноготок? Да
В группу входит Незнайка. В руках у него корзинка, в которой лежит красная рябина.
Н: Здравствуйте дети! Я проходил мимо вашего садика и увидел красивое
дерево. На нем много красных ягод. Я их нарвал, а съесть побоялся.
Вдруг они ядовитые?
В: Незнайка, ты поступил правильно. Нельзя есть незнакомые ягоды,
можно отравиться. А ягоду мы знаем. Дети как она называется? Кто из вас
хочет рассказать Незнайке об этом дереве?
Ребенок: Рябина – это высокое дерево. У него ровный гладкий ствол,
много веток. Цветет оно весной. Цветки мелкие, белые, собраны на концах
ветвей в виде зонтика. Плоды у красной рябины ярко красного цвета. Они
созревают осенью. На нашу рябину зимой прилетают снегири и щеглы. То их
любимая ягода. Рябину в народной медицине используют для полоскания рта,
когда болят зубы и десна. Делают сироп, в котором очень много
витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.
В: Как интересно. А я не знал, что рябина такая полезная.
В: Незнайка, кроме красной рябины есть еще и черноплодная. Хочешь, мы
тебя с ней познакомим? Дети, приглашайте Незнайку в нашу "Зеленую
аптеку”. (все проходят в уголок, где оформлены столы "Зеленой аптеки”.)
Н: Это что черноплодная рябина .
Д: Нет. Это наши лекарственные травы, которые мы собирали летом. Мы их засушили, а теперь играем в аптеку и пьем чай из них.
В: Незнайка, послушай, что знают наши дети о лекарственных растениях. Дети расскажите Незнайке о своем растении.
Дети рассказывают. Примерные рассказы:
Черноплодная рябина растет в нашем сквере. Это кустарник. Он хоть и
высокий, но его ветки легко гнутся к земле и ягоды легко рвать. Плоды
его лекарственны. Они крупные, темного цвета. Осенью мы их собрали и
засушили. Теперь, сушенную ягоду можно есть, когда болит голова,
желудок, сердце. Ее можно заваривать как чай и пить отвар. В ней много
витаминов.
Я хочу рассказать о крапиве. Это сорняк. Он растет у заборов, домов, по
обочине дорог. Стебель и листья крапивы покрыты жгучими волосиками. Чуть
дотронешься до них – они обламываются и ранят кожу, появляется волдырь,
который чешется. Настоем из крапивы можно остановить кровь, лечить
ожоги, печень и желудок. Из листьев крапивы можно делать салаты и варить
щи, потому что в них много витаминов. Об это мы читали в умной книге.
А я хочу рассказать о подорожнике. Он растет около дороги, его много у
нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они поджаты к земле.
Сколько не ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому
что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок
приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы, и ранка быстро
заживет.
Дети заваривают чай. Ставят бокалы на разнос. Дежурные убирают все.
Незнайка угощает всех свежими ягодами. Которые лежат у него в корзинке. |