Одними из самых древних представителей
животного мира и одновременно самыми многочисленными по видовому разнообразию
являются насекомые. В настоящее время число известных в мире видов насекомых
приближается к двум миллионам, и это больше, чем всех других видов животных и
растений вместе взятых (при этом ежегодно открывается около семи тысяч новых
видов). Они встречаются во всех уголках земного шара - от полярных областей до
знойных пустынь, так как приспособились жить повсюду: в высокогорьях, в пресных
и солоноватых водоёмах, в лесах, на лугах, в почве, в стеблях растений и даже в
доме человека.
Кто же такие насекомые и
почему они так называются?
Это всем нам хорошо известные бабочки,
жуки, стрекозы, кузнечики, пчёлы, комары, мухи, тараканы и многие другие. Тело
насекомых состоит из трёх заметно разделённых частей: голова, грудь, брюшко.
Все части тела как бы насечены на сегменты, отсюда и название - насекомые. Все
насекомые имеют шесть ножек, одну или две пары перепончатых крылышек и два
усика (антенны), размещённые на голове и служащие органами чувств - обоняния и
осязания.
Насекомые в жизни ребёнка
Привлечение ребёнка к наблюдению за жизнью
животных, знакомству с особенностями различных представителей животного мира
может сыграть большую роль в воспитании его чувств, черт характера и
правильного отношения к окружающей среде.
Животный мир огромен, однако подавляющее
большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей особенно в
городских условиях. Поэтому благодатными объектами могут стать такие животные,
которые окружают нас даже в городе, но обычно мы почти не обращаем на них
внимания. Это насекомые (мы здесь не имеем в виду бытовых насекомых). Они
вездесущи и неприхотливы. Даже небольшой газон, цветник, старый прудик или
никогда не засыхающая лужа, группа кустов или деревьев, деревянные заборы или
стены домов могут стать местами их обитания. А чтобы насекомых приблизить к
себе, расширить их местообитание и увеличить их разнообразие, надо сажать
цветники. Малые размеры насекомых, быстрота их развития дают возможность
содержать их дома или в детском саду и наблюдать за ними. Ребёнок сам может
вырастить бабочку, стрекозу, жука, гусеницу, получив массу богатых впечатлений,
а потом выпустить питомцев в природу (в подходящие условия).
Каждый вид насекомых имеет свои особенности
в поведении и образе жизни. Одни ловко маскируются от опасности, другие хорошо
защищаются, вырабатывая отпугивающие запахи или производя пугающие звуки, а
третьи, наоборот, сами притворяются хищниками или изображают себя мёртвыми - их
можно назвать «притворяшками» (например, жуки-листоеды, долгоносики).
Особенности поведения животных, их
необычные раскраски, способы полёта вызывают множество вопросов. Всё это делает
мир насекомых очень привлекательным для детей. Наблюдение За насекомыми
позволяет заложить у детей основы понимания живой и неживой природы и бережного
отношения к ней.
На прогулках постоянно следует обращать
внимание на насекомых, постепенно формируя у детей обобщённые представления: в
основном это мелкие, разноцветные живые существа, которых можно встретить
повсюду; некоторые из них летают, другие ползают по земле, в траве, некоторые
живут в воде.
Содержание и условия
педагогической работы
Наблюдения, беседы и
занятия с детьми 4-5 лет
Во время прогулок или экскурсий необходимо
отмечать присутствие насекомых в разных, иногда самых неожиданных местах
(например, они обитают не только в лесу, за городом, но их очень много и в
самом городе, посёлке, рядом с нами -они ползают на дорогах, залетают в
комнаты, их много в садах, цветниках, на деревьях). Желательно привлекать
внимание детей к наиболее ярким, причудливым представителям насекомых - крупным
гусеницам, жукам-бронзовкам на цветах, фиолетовым жужелицам, живущим в листве
под деревьями, кустарниками, камнями; наиболее ярким, крупным бабочкам;
крупным, быстролетающим стрекозам и др. На примере увиденных насекомых
знакомить детей с основными особенностями этих живых существ показывать, где у
них крылья, антенны, лапки - это поможет сформировать у детей общее
представление о насекомых, продемонстрирует поразительную непохожесть разных
насекомых друг на друга.
Учить детей различать насекомых - бабочек
наиболее обычных видов - белянки (капустница, лимонница), павлиний глаз,
крапивница, жуков - мелких жужелиц (под камнями), божьих коровок, бронзовок;
отличать стрекоз от бабочек в полёте.
Привлекать детей к наблюдению за
насекомыми, содержащимися в «живом уголке», обращая внимание на поведение,
образ жизни, внешний вид этих животных.
В аквариум можно поместить пойманного в
проточной луже, ручейке жука-плавунца, который во взрослом состоянии живёт
довольно долго. Интересно смотреть, как он плавает, как набирает воздух. Он ест
маленьких головастиков в аквариуме, а также кусочки сырого мяса. Если на него
нападают крупные рыбы, он отпугивает их, выделяя едкую белую жидкость.
Жук-плавунец может вылезти из воды и улететь. Для детей - это настоящее
открытие: плавающий жук летает.
Продержав жука-плавунца полторы-две недели
в аквариуме, его необходимо выпустить на волю - в те же лужу, ручеёк и т. п.
Дети обязательно будут продолжать следить за ним сами и рассказывать об этом
воспитателю, родителям и другим детям.
Хорошо переносят неволю и очень
неприхотливы в пище такие насекомые, как палочники. Их можно приобрести на
«птичьем рынке» и держать в трёхлитровой банке или в сухом аквариуме с
веточками. А кормить палочников надо листьями яблонь, шиповника. Они хорошо
растут, малоподвижны, не разбегаются. Размножаются они без самцов. Можно
проследить, как появляются маленькие палочники. На зиму им нужно заготовить в
целлофановых пакетах листья яблонь и держать их в холодильнике.
Можно предложить детям нарисовать
какое-нибудь наиболее понравившееся им насекомое или сценку из его жизни
(например, муравья, несущего что-нибудь в муравейник; бабочку на цветке и т.
п.); попробовать совместно описать какое-нибудь насекомое, создать его портрет.
Организовывать игры типа «Кто больше знает
об этом насекомом?», «Угадай, кто это?», предложив в качестве объекта бабочку,
жука, стрекозу, муху, с использованием их изображения в стихотворениях,
рисунках, пантомимах.
Важно постоянно подчёркивать уязвимость
насекомых -их хрупкость, недолговечность, маленькие размеры. Обращать внимание
детей на то, как легко бабочки теряют пыльцу и т. п. Учить детей бережно
относиться к ним - не давить ползающих жуков, гусениц.
Наблюдения, беседы и
занятия с детьми 5-7лет
Организовывать тематические экскурсии типа
«Обитатели леса», «Обитатели луга», «Обитатели водоёма», сопровождающиеся
рассказом о природе в целом и о насекомых, живущих в данных природных условиях.
Предложить рассказать, чем отличается луг от леса, большой водоём от мелкого и
т. д., какие насекомые встречаются только на лугу, в лесу или в воде, какие
живут поблизости от водоёмов.
Направлять процесс ознакомления с
насекомыми, давая детям задания (например, понаблюдать, как питаются бабочки и
жуки, как жук переставляет лапки, когда ползёт); просить их рассказать о том,
что они наблюдали; поручать разным группам детей изучать какое-нибудь насекомое
и затем рассказывать об увиденном.
Учить детей различать разных насекомых:
бабочек (радужница, ленточник, листовёртка, пяденица, адмирал и др.); жуков
(майский, навозник, усач, пожарник и др.); комаров - обычных и больших
(безвредных).
Встреченных насекомых тщательно
рассматривать, наблюдать вместе с детьми за их манерой передвигаться,
чиститься, притворяться мёртвыми. Выяснять их отличия и общие черты: количество
ножек (шесть!), деление тела насечками на членики, наличие крыльев, усиков,
покровительственная окраска.
Знакомить детей с некоторыми наиболее
примечательными особенностями жизни насекомых, например, с защитной окраской.
Так, гусеницы окрашены в цвета, позволяющие им сливаться с листвой; у некоторых
гусениц форма тела похожа на сучок - при опасности гусеница замирает и становится
незаметной.
В основном все насекомые защищаются от
птиц. Для этого они очень хорошо маскируются. Бабочки, например, садятся на
землю и стены так, чтобы тень от сложенных крыльев не падала в стороны.
Обратная сторона крыльев у них всегда окрашена в тона, сливающиеся с окружающим
фоном. Многие насекомые предупреждают своей яркой окраской о том, что они
несъедобны (ядовиты). Гусеницы всегда одеты в «маскировочные халаты» - окрашены
под цвет той растительности, которой они питаются, и поэтому их трудно заметить.
Ночные и сумеречные бабочки, сидя на стволах деревьев, очень хорошо сливаются с
корой. Многие насекомые «прикидываются» сухими веточками, сучками, огрызками
палочек, сухими или зелёными листьями. Отсюда такие названия, как «палочник»,
«живой лист» и др.
Во время знакомства с насекомыми, живущими
в природе, рассказывать детям о связях каждого насекомого со своим кормом,
местообитанием, укрытием. Например, личинки комаров живут в воде, комары
улетают, когда выводятся, а затем прилетают отложить яйца в воду, где будут
жить личинки. Это можно видеть в аквариуме, если рыбок кормить мотылём, т.е.
личинками комаров. Та же связь бабочек с растением состоит в том, что бабочка
узнаёт «своё» растение «по запаху». Всё это объясняет уязвимость насекомых, их
зависимость от своего местообитания. В свою очередь, растения без опыления
насекомыми перестают плодоносить.
Наблюдение за процессом развития насекомых
можно успешно вести в закрытых помещениях (например, в группе детского сада).
Чтобы посмотреть, как развивается бабочка,
можно в середине мая на стволе тополя собрать несколько маленьких гусениц
непарного шелкопряда, который практически всегда живёт в городах. Их надо
посадить в просторную стеклянную банку (0,8 л для трёх гусениц достаточно).
Если бросить в банку несколько свежих тополевых листьев, гусеницы сразу же
начнут их есть. Если бросить другие листья, например, сирени, то гусеницы их
есть не будут и погибнут.
В банку надо капнуть несколько капелек воды
или поставить маленькую розеточку с водой для увлажнения воздуха и и накрыть её
сеточкой, чтобы гусеницы не упали в воду. Листья надо каждый день менять на
новые. Гусеницы будут переползать на них со старых листьев. Старые надо
выбрасывать вместе с накапливающимся мусором. При этом важно аккуратно
обращаться с гусеницами. Постепенно они будут расти. Можно заметить, что они
растут после того, как сбрасывают шкурку (линяют). В этот период меняется их
окраска. Линяют они, как правило, 4 раза. После последней линьки гусеницы
начинают активно ползать по банке, перестают есть и скоро начинают опутывать
себя паутинкой - так они готовятся к окукливанию. Очень скоро в коконе (мешочке
из паутинок) гусеница превращается в куколку. За куколкой особенного ухода не
требуется. Она лежит (висит между листиков) в банке неподвижно и зреет. Её
лучше не трогать, а то можно её помять, и она засохнет. Через 10-14 дней
верхняя часть куколки лопается и из неё вылезает бабочка с очень короткими
крылышками. К этому времени нужно вертикально поместить в банку палочку, чтобы
вылезшая из куколки бабочка могла заползти на эту палочку и повиснуть. Тогда её
крылышки отвиснут и начнут на глазах расти. Через 1 час бабочка уже сможет
летать, и её можно будет выпустить на волю.
На примере непарного шелкопряда можно проследить
его развитие, начиная от яйца. Яйца можно собрать в конце августа там же, где
жила гусеница. Они покрыты толстым слоем жёлто-буро- серого пуха и лежат внутри
этого пуха, как маленькие зеленовато-блестящие горошинки. Эту кладку можно
аккуратно соскоблить и положить в банку на картонку. Так как яйца зимуют, на
зиму их надо поставить в холодильник (но не в морозилку) и продержать там один
месяц. Весной, в начале мая, уже можно класть в банку листики тополя. Из яичек
вылезут маленькие гусеницы и начнут есть листья. Весь процесс повторится.
В середине июля в углах заборов, домов,
вдоль улиц, где растут тополя можно отыскать куколки непарного шелкопряда,
взять их в комнату и положить в любую баночку. Скоро из куколок выйдут либо
крупные ленивые бабочки-самки белого цвета, либо буро-коричневые небольшие
усатые самцы - очень хорошие летуны.
Такое непосредственное наблюдение за
развитием насекомого -от неподвижного яйца до порхающей бабочки -оставляет
яркое впечатление у детей и вызывает у них глубокий интерес к изучению секретов
природы.
Параллельно с исследованиями дошкольники
могут участвовать и в посильной практической деятельности (разбивка цветников,
уход за деревьями, уборка мусора, посадка травянистых растений и др.).
Понимание детьми взаимозависимостей между
живой и неживой природой способствует формированию у них бережного отношения к
природе, к живым её представителям, растениям, правильного поведения в
окружающей среде (не рвать цветы, не уничтожать насекомых, не топтать растения,
не бросать в траву и кусты банки, пакеты и т. п.).
Заметки на полях
Чем же могут привлечь к себе детей
насекомые? Ведь они мало заметны и совсем не похожи на всех других животных. И
тем не менее это живые существа со всеми признаками, присущими живому. Они
очень подвижны, прыгают, ползают, бегают, летают, плавают, зарываются в землю
или песок, многие из них имеют яркую окраску, необычную форму.
Насекомые - это существа, как правило,
небольших размеров, при желании их даже можно подержать в ладошке и очень
хорошо рассмотреть, не причиняя им никакого вреда.
Для наблюдения за насекомыми в природе
хорошо иметь увеличительное стекло.
Развитие насекомых проходит довольно
быстро, в четыре стадии: яйцо - личинка- куколка - взрослое насекомое. Переход
от одной стадии к другой называется метаморфозом. Весь процесс занимает
примерно 1,5 месяца, доступен и привлекателен для наблюдения ребёнком.
Изучение насекомых будет ещё увлекательней
и серьёзней, если использовать для наблюдения бинокуляр и делать зарисовки с
натуры.
|