Программное
содержание:
- Снижение эмоционального
напряжения.
- Обучение детей выразительным
движениям.
- Тренаж основных эмоций
(радость, удовольствие, страх).
- Коррекция настроения и
отдельных черт характера.
- Обучение ауторелаксации.
1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
снятие напряжения,
создание игровой ситуации.
Дети заходят в зал,
подходят к ведущему, который предлагает им
отгадать загадку:
Вы послушайте
загадку
И найдите в ней отгадку:
– Что за зверь такой?
Если косточку грызет,
То сердито он поет: «Р-p-p»,
Если с вами он играет,
Весело и звонко лает: «Гав-гав-гав».
Дети отвечают:
«Собака».
Ведущий:
Вы, ребята, походите,
Шарика скорей найдите.
Дети ходят
врассыпную по залу, не наталкиваясь друг на
друга, ищут спрятанную собачку, находят и несут
ведущему.
Ведущий:
Друг друга за руки
возьмите
И за Шариком идите.
Упражнение «Мы за
Шариком идем»: ходьба змейкой, взявшись за руки,
способствующая успокоению и организации.
Шарик сядет-посидит
И на вас он поглядит.
Спокойная ходьба
друг за другом по кругу, в центре которого сидит
игрушечная собачка.
Дети подходят к ведущему, который предлагает им
поиграть: «Сегодня все будут собачками».
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Первая фаза:
мимка, пантомимика
1) "Собачка
прислушивается"
(этюд на выражение внимания
и сосредоточения)
Собачка услышала
шорох, остановилась и прислушивается.
Выразительные движения: голова слегка наклонена
в сторону, взгляд сосредоточенный. Поза: собака
стоит на четвереньках, застыв в напряжении,
только меняется положение головы (наклон головы
то в одну, то в другую сторону, как будто собака не
может понять, откуда слышится шорох).
2)"Кто
пришел?"
(этюд на выражение радости)
Не пришлось собачке
долго прислушиваться. Появился мальчик. Собака
рада ему. Выразительные движения: Собака
подпрыгивает (стоя на двух ногах), виляет хвостом,
прижимая передние лапы к полу (стоя на
четвереньках и предплечьях), взвизгивает от
радости. Мальчик тоже рад. Выразительные
движения: Мальчик улыбается, протягивает к
собаке широко расставленные руки, треплет собаку
по голове, приседает к ней.
3)"Ласка"
(этюд на выражение удовольствия)
Мальчик сидит на
стуле (или на корточках) и гладит собаку по
голове. Выразительные движения: Мальчик
улыбается, а собака прикрывает глаза от
удовольствия и все ближе и ближе придвигает
голову к мальчику.
Вторая фаза:
выражение отдельных качеств
характера и эмоций
1) Беседа "Какие
бывают собаки"
Ведущий говорит:
-- Какая хорошая у мальчика собака, добрая,
ласкается... А какие еще бывают собаки?
Дети отвечают:
-- Злые, сердитые, кусачие...
2) Этюд "Собака
лает и хватает за пятки"
Мальчик гуляет. На
дороге сидит собака. Увидев мальчика, она
начинает лаять и бросаться на него, пытаясь
достать до ног и укусить. Выразительные движения:
Собака лает, припадая на передние лапы и пятясь
назад. Мальчик боится, что она его укусит, и,
повернувшись к ней лицом, начинает медленно
пятиться назад, на лице у мальчика испуг, глаза
большие, брови приподняты. Мальчик изредка
произносит «фу», пытаясь отогнать собаку, машет
на нее рукой.
3) Минута шалости
Дети предоставлены
сами себе, прыгают, кружатся, танцуют и др. По
сигналу ведущего дети приступают к занятию.
Сигналом может быть включение света, удар в бубен
и т.д.
Третья фаза:
коррекция настроения
и отдельных черт характера
1) Этюд "Жадный
пес"
Ведущий говорит
детям: «А еще бывают жадные собаки, послушайте об
одной такой». Читает стихотворение В.Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам –
Гам-гам-гам!
Дети имитируют
действия, о которых говорится в стихотворении.
Ведущий говорит:
-- Ой, как плохо быть жадным. А вот девочка не
жадная, она принесла деткам в детский сад
конфетки.
2) Этюд "Вкусные
конфеты"
У девочки в руках
воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она
протягивает его по очереди детям. Они берут по
одной конфете и благодарят девочку, потом
разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По
лицам детей видно, что угощение вкусное.
Мимика: Жевательные
движения, улыбка.
3) Подвижная игра:
"Лохматый пес"
(с бегом)
Один из детей
изображает пса. Он ложится на пол, положив голову
на протянутые вперед руки. Остальные дети
гурьбой тихонько подходят к нему под чтение
стишка:
Вот лежит лохматый
пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит:
Нe то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети начинают будить
пса, наклоняются к нему, произносят его кличку,
хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко
лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними,
старается схватить кого-нибудь. Когда все дети
разбегутся, пес опять ложится на землю, и игра
возобновляется. Играют 2–3 раза.
Четвертая фаза:
психомышечная тренировка
Этюд "Спящий
щенок"
Дети исполняют роль
щенят, которые лежат на коврике и засыпают. У
щенка мерно поднимается и опускается животик,
изредка вздрагивают лапки.
Этюд можно
сопровождать музыкой Р.Паулса «День растает,
ночь настанет» (колыбельная). |