Цель. Продолжать совершенствовать
речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы
грустно, радостно, удивленно, сердито.
1. Упражнение на дыхание «Спать хочется».
2. Упражнение на гласные и согласные «Шутка».
3. Работа над пословицами и поговорками.
Дети в творческом полукруге. Педагог
рассказывает им о значении речи в жизни человека: «Если не работать над
дыханием, артикуляцией и техникой речи, то речь будет нечеткая, многие
слова будут при произношении не понятны, а некоторые звуки вовсе не
слышны. Например, весь дыхательный аппарат, вся его мускулатура „живет" с
человеком, вместе с человеком „слушает", „смотрит", „воспринимает",
„оценивает", „думает", „чувствует" звук, слово. Внимательно
прислушивайтесь к тому, что происходит в соседней комнате. Слушайте, а
не делайте вид, что слушаете. Заметили, что произошло с дыханием? Оно
„затаилось", „прислушивается" вместе с вами: вдох и выдох очень
осторожные, спокойные, ритмичные. Внимание сосредоточено на том, что
делается в соседней комнате (различные звуки и шумы, которых раньше не
слышали). Слушайте и дышите: вдох, выдох, покой… Выдох несколько длиннее
вдоха за счет паузы, остановка после вдоха. Теперь посмотрите, что
происходит с дыханием во время речи».
Упражнение «Спать хочется».
П е д а г о г. Вы сидите на стуле.
Откиньтесь на его спинку, ноги свободно вытяните, расслабьте мышцы тела,
шеи, рук, плеч… Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало от отдыха.
Постарайтесь «вздремнуть», спокойно и глубоко вдыхая воздух через нос:
вдох, выдох, вдох, выдох, вдох, выдох… Действительно, захотелось спать.
Глаза открываются с трудом, тяжелые веки смыкаются… Знакомое состояние,
не правда ли? Надо заставить себя открыть глаза, встать.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вы дремлете. Тело и речевой аппарат
расслаблены: язык и губы двигаются медленно, вы с трудом заставляете
себя произносить каждую строчку стихотворения. Теперь попробуйте еще раз
прочесть стихотворение и не давайте закрываться глазам. Веки к концу
строчки смыкаются, вы вновь их открываете. В этот момент начинайте
читать следующую строку. Опять смыкаются веки – открывайте глаза,
читайте следующую строку.
Упражнение на артикуляцию «Шутка».
П е д а г о г. Представьте, что вам
запрещено говорить и петь «по-человечески», а можно только «по-собачьи».
Послушно, с радостью выполняйте все приказы своего «дрессировщика»,
ведь он помогает вам закрепить навык опоры дыхания, опоры звука.
Дети встают в круг, приседают на корточки.
Дрессировщик (педагог). Приветствую вас, друзья!
Дети (вместе). Ав-ав!
Дрессировщик. Спокойнее. Не напрягаться. Всем по порядку рассчитаться.
Дети (по одному). Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..
Дрессировщик.
Ну, что ж, у вас веселый нрав!
На месте марш!
Эй, запевала!
Споем, как пели мы бывало.
Дети (поют). Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! (На мотив песни «Пусть бегут неуклюже».)
Дрессировщик. Стой! Навык закрепили прочно!
Дети (вместе). Ав-ав! Так точно!
Дрессировщик. Смелее «подлаивайте» песню! Один начинает, все подхватывают. Песня может быть любая.
Чтение и заучивание пословиц и поговорок:
Птица сильна крылами, а человек друзьями.
Человек без друзей – что дуб без корней.
Хороший друг ценнее сокровища.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Плохой друг – что тень: в солнечный
день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
Не мил свет, коль друга нет.
П е д а г о г. Как вы понимаете, что такое дружба? У вас есть друзья?
После ответов дети повторяют пословицы с разной интонацией (радостно, грустно и т. д.). |