Цели: Дать понятие о слуховых и
тактильных ощущениях и органах чувств, которые
их воспринимают; совершенствовать восприятие;
закрепить навыки делового общения в процессе
обучения; воспитать бережное отношение к органам
чувств.
Словарь: определить на ощупь, слух,
ушная раковина, мочка.
Предварительная работа: аналогичное занятие на
развитие зрительных ощущений, обоняния и
осязания; разучивание слов и движений
пальчиковой гимнастики; отгадывание загадок.
Ход занятия
Восп.: Ребята, давайте поздороваемся с
нашими гостями. Теперь мы поприветствуем друг
друга. А поможет нам цветок розы. Сейчас я вдохну
его нежный аромат, повернусь к своей соседке
слева и передам ей розу и скажу: "Наташа, я рада
тебя видеть!”
Ребята, посмотрите, на столе какая-то коробка.
Интересно, что в ней. Садитесь за стол.
В этой коробке для каждого из вас есть по два
кусочка картона. Посмотрите на них внимательно,
потрогайте, пощупайте. Что вы можете о них
сказать? Правильно. Один кусочек гладкий, другой
шершавый.
Ребята, вы сейчас определяли на ощупь какой
картон гладкий или шершавый. Повторите, что вы
делали. ("Определяли на ощупь” - хоровое и
индивидуальное повторение).
А что вам помогло определить, гладкий картон
или шершавый? Руки, а точнее, пальцы и ладошки.
Молодцы! Так, что ещё есть в нашей коробке? Здесь
есть кусочки поролона. Посмотрите на них. Что вы
можете о них сказать? А теперь потрогайте их,
пощупайте. Сейчас что вы можете о них сказать?
Правильно, один кусочек мокрый, другой сухой.
С помощью чего вы на этот раз определили, что
поролон мокрый и сухой? Опять с помощью рук. У
меня ещё есть кое-что. (2 банки: с тёплой и холодной
водой).
Как вы думаете, руки помогают нам? Значит их
можно назвать как? Наши… (помощники).
(Воспитатель стучит карандашом по столу)
Ребята, что я сейчас сделала? (постучала). Как вы
это узнали? (Услышали).
С помощью чего вы услышали, что я постучала?
(ушей) Молодцы!
Сейчас вы услышите разные звуки. Определите на
слух, что это. (включает магнитофонную запись
пения птиц, шум моря и т.д.)
Что помогло выполнить это задание? (Уши) А уши
можно назвать нашими помощниками? Почему?
Ребята, Доктор Айболит мне рассказывал, что вы
ходили в "Страну здоровья” к другим нашим
помощникам. Расскажите мне с кем вы там
встречались. (ответы детей)
У меня для вас сюрприз! Волшебные человечки
пришли сегодня к нам в гости. Но не Глазик, Нюх-Нюх
и Вкусик, а их братья. Пойдемте, познакомимся с
ними.
Что необычного, волшебного в этом человечке.
(Большие уши). А для чего нам нужны уши? (Чтобы
слышать, что нам говорят; чтобы слушать разные
звуки – пение птиц, шум моря и т.д. Сейчас мы
проверим, действительно ли мы слышим с помощью
ушей.
(включается музыка).
Закроем уши ладошками и посмотрим хорошо ли нам
будет слышно музыку. Только плотно прижимайте
руки.
Уберите руки. Слышно.
А когда ваши уши были закрыты, хорошо было
слышно? Плохо. Значит всё-таки, слышим мы чем?
Ушами. Молодцы! Давайте придумаем ему имя.
(Ушастик)
Ребята, уши состоят из ушной раковины и мочки.
Повторите (хором и индивидуально)
Ушастик приготовил для вас задание. Здесь
спрятаны музыкальные инструменты. Я буду играть,
а вы отгадывайте, на каком инструменте я играла.
(инструменты остаются у детей, которые
правильно отгадали).
Наташа сыграй на своём инструменте, теперь
Руслан вместе с Наташей, теперь Карина вместе с
ребятами. А теперь складывайте музыкальные
инструменты в коробочку.
Как шумно было в группе, когда вы играли на
своих музыкальных инструментах. Заметьте, когда
играли Наташа с Русланом, было не так шумно.
Значит, чем меньше звуков, тем меньше шума.
Ребята, шум вреден или полезен нашим ушам?
Почему? (Шум мешает нам читать, слушать друг друга
и т.д.).
Давайте пожалеем наши уши после такого шума и
сделаем им массаж.
Потрите ладошки, чтобы они стали горячими.
правую ладошку положите на правое ухо, левую на
левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно.
Возьмёмся мочки уха и аккуратно потянем их вниз
три раза. Раз, два, три. Теперь возьмёмся за
серединку ушной раковины и потянем ушки в
стороны три раза, потом – за верхний край –
потянем вверх три раза, пощиплем их снизу вверх и
сверху вниз. Молодцы!
Какой можно сделать вывод? (не нужно кричать,
громко говорить, стучать и т.д.).
Скажем Ушастику большое спасибо. Мы так много
узнали о нём. Расскажите Ушастику, что вы узнали.
(ответы детей).
У нас есть ещё один гость. Что необычного в этом
человечке? Большие руки.
Нам нужны руки? Сейчас проверим действительно
ли это так. Руки спрячьте за спину, будто их не
было вовсе. А вот теперь попробуйте съесть
кусочек яблока. Ну как, сложно? Намного легче было
взять кусочек яблока в руки и отправить их в рот.
Так для чего же нам нужны руки? (держать
что-нибудь, писать, рисовать).
Давайте придумаем имя и этому человечку.
(Хваталкин)
А ещё для чего нам нужны руки? Вспомните, что мы
делали, сидя за столом. Определяли наощупь
предметы. Молодцы! Хваталкин тоже приготовил для
вас задание.
Игра "Волшебный мешочек”
Определите наощупь, что в мешочке, скажите
вслух что это, затем достаньте этот предмет.
И это задание вы выполнили. Молодцы!
Ребята, а нужно ли беречь руки? Почему? (можно
обжечься, отморозить руки, порезаться и т.д.)
А когда вы долго рисуете или пишите, что
происходите с вашими пальчиками? Они устают. Как
мы можем помочь пальчикам в этом случае? Сделать
пальчиковую гимнастику. Давайте вспомним ту,
которую вы учили с Ольгой Николаевной на
музыкальном занятии.
Ну что же, скажем спасибо Хваталкину! Что он
помог нам узнать? (ответы детей)
А теперь мне бы хотелось, чтобы ваши ручки
оставили отпечаток на память о нашей встрече с
волшебными человечками. Пойдёмте к столу.
(Дети оставляют отпечаток своей ладони на
дощечке с кусочком солёного теста)
Когда тесто высохнет, отпечаток вашей руки
сможет храниться очень долго.
Кладите дощечки на подоконник, чтобы тесто
высохло быстрее. А теперь пойдёмте мыть руки. |