Цель. Ознакомить
детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека,
а также с возможностями движения различных частей тела.
Материал. Цветные карандаши (фломастеры).
Содержание
Педагог
рассказывает детям о том, что кости и мышцы имеют очень важное значение, определяют
форму тела человека. Все движения, которые мы совершаем: бегаем, прыгаем,
ходим, даже просто дышим, — возможны благодаря работе мышц.
Представьте себе
множество «резиночек», которые способны укорачиваться и удлиняться, подталкивая
наше тело и заставляя его двигаться. Мышцы прикреплены к костям. Место, где
кости соединяются друг с другом, называются суставами. В нашем теле очень много
разных костей, маленьких и больших. Самые крепкие — кости ног. Посередине спины
находится позвоночник, наверху он поддерживает голову, а внизу соединяется с
бедрами. На позвоночнике укреплена грудная клетка, защищающая сердце и легкие.
Руки отходят от плечей, как ветки дерева от ствола.
Предварительное
задание
Попросите ребенка
пощупать свою ногу, руку — пусть он почувствует внутри твердые кости. Пусть
сравнит руки и ноги — что длиннее и толще. Далее можно рассмотреть руку,
согнуть и разогнуть пальцы. Сколько сгибов суставов у каждого пальца? Попросите
детей найти, где посередине спины расположен позвоночник.
Предложите детям
встать перед зеркалом, согнуть руки, ноги, повертеть головой в разные стороны,
наклониться всем туловищем вперед, вправо, влево, встать на носки, сделать
ласточку.
Обратите внимание
детей на то, какие части тела движутся, где они могут сгибаться и разгибаться.
Где находятся суставы на руке, на ноге? Пусть ребята покажут и сосчитают их.
Задание. Попросите всех рассмотреть рисунок и обвемти
кружочками любого цвета подвижные части тела. Если ребенок затрудняется, можно
попробовать повторить движение, изображенное на картинке, и определить, какие
части тела движутся.
Предложите детям
положить на чистую страницу тетради свою ладошку и обрисовать ее, обводя каждый
палец. Пусть ребенок посмотрит на свою руку и обозначит на рисунке черточками
любого цвета те места, где рука и пальцы сгибаются и разгибаются. Для этого
можно подвигать рукой, пошевелить пальцами, пощупать подвижные части — суставы.
Для запоминания
Педагог объясняет
детям, что важнейшее значение для красоты тела и здоровья имеет осанка.
Неправильная осанка делает человека некрасивым, затрудняет работу сердца и
легких. Некоторые люди не следят за собой, не держат спину прямо, сутулятся
(например, когда сидят за столом, читают или рисуют), ходят сгорбившись, шаркая
ногами, опустив голову.
Для того чтобы быть
красивым и здоровым, нужно с детства следить за своей осанкой. Поддерживать
правильную осанку помогают занятия физкультурой и спортом.
Тренинг
Предложите детям
встать в круг и намеренно изобразить плохую осанку: живот вперед, спина
сгорблена, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят, как плети. Здесь уместно
посмеяться над собой и над другими, обсудить, как это некрасиво и неспортивно.
После этого попросите всех выпрямиться и продемонстрировать красивую осанку,
запомнить это положение и стараться всегда (и при ходьбе, и сидя) следить,
чтобы спина была прямая, а голова гордо поднята.
Подобный тренинг
можно провести на музыкальном занятии, используя соответствующее музыкальное
сопровождение. Пусть педагог при этом напомнит детям о роли хорошей осанки.
|