Программные задачи.
- Познакомить детей с работой человеческого
сердца, показать значение сердца для всего
организма и разъяснить роль вен и артерий в
работе сердечно–сосудистой системы.
- Обучать правилам сохранения здорового сердца,
смоделировать работу "сильного"
тренированного сердца и "слабого"
нетренированного.
- Формировать любовь и сознательное отношение к
выполнению физических упражнений и игр для
работы и сохранения здорового сердца.
- Развивать умение логически мыслить, четко и
ясно отвечать на поставленные вопросы,
устанавливать логические связи.
- Вырабатывать сознательное отношение к
здоровому образу жизни.
- Развивать чувство ритма: определение
метроритмической пульсации, передачи хлопками
ритма рисунка.
- Менять движения в соответствии со сменой
характера музыки.
Материалы к занятию. Схема–рисунок
сердца, таблица человеческой фигуры с сердцем и
кровеносными сосудами – веной и артерией, 2
шприца, прозрачные гибкие трубочки, слабый
раствор марганцовки (кровь), бумажные сердечки
(2шт), музыкальное сопровождение, нотный стан с
нотами, мячи красного и синего цвета, корзины,
фонендоскоп.
Предварительная работа.
Занятия: "Если хочешь быть здоровым!",
"Кто мы? Какие мы?"; Чтение художественных
произведений – сказки: "Крошечка –
Хаврошечка", "Мороз Иванович",
"Буратино"; энциклопедии: "Главное чудо
света", "Человек"; беседы на тему: "Я и
мое здоровье"; рассматривание иллюстраций,
картин; рисование на тему: "Какие мы", игры
"Полезные – вредные" "Доктор Айболит",
"Ласковушка".
Обогащение словаря: сердце, пульс,
мышечный мешочек, "золотое" сердце,
фонендоскоп, вена, артерия, кислород, углекислый
газ, кровь, сократилось, красного, синего цвета,
стучит, сильное, слабое.
Ход занятия.
I. Дети вбегают в зал под музыку. Останавливаются.
Здороваются с гостями.
– Сегодня мы поговорим с вами об очень важном
органе нашего организма. А называется он ... Я,
кажется, забыла, как он называется. Вы должны мне
помочь. Отгадайте загадку
Холодное, но не космос,
Горячее, но не пламя,
Ему не хочется покоя.
Стучит оно в груди тук – тук – тук.
– Молодцы! Теперь мы знаем, что это сердце.
Давайте послушаем как бьются ваши сердечки.
(Слушают, прислонившись ухом к спине друг друга)
– А как вы узнали, где нужно слушать биение?
– Проговорите, как оно стучит.
Песенка сердца – тук–тук–тук.
– А если вы волнуетесь? "тук,тук,тук,тук"
– Если вы испугались? "тук – тук – тук"
Поэтому и говорят, "выскочит сердце от
испуга".
– А теперь попробуем прохлопать, как бьется
наше сердечко.
Ритмический рисунок по нотам.
– Как можно еще определить биение сердца? (По
пульсу)
Определение по пульсу.
– Как узнает врач биение вашего сердца?
Приходит медсестра. Показывает аппарат –
фонендоскоп. Дать детям возможность услышать
биение сердца (2–3 ребенка).
– Еще раз проговорите, как называется этот
прибор.
Благодарим за помощь.
II. Рассматривание плаката, нахождение
сердца.
– Покажите, где находится сердце? (в левой
стороне груди) Сердце– плотный мышечный мешочек.
Размер сердца взрослого человека, малыша и
старого человека разный. Сожмите кулачок. Вот
такого размера ваше сердце. Разожмите, сожмите.
– Как вы думаете, что мы с вами сейчас показали
всем? (Как работает сердце).
– А почему мы с вами его не видим как, например,
рот, нос, глаза? Его защищает грудная клетка,
мышцы, кожа.
Игра "Расположи правильно сердце".
Цель: уметь правильно находить
расположение сердца.
– Представим, что Алена и Владик стали
прозрачными. (Надеваем фартуки из полиэтилена).
Теперь мы с вами можем увидеть сердце. Где оно
находится? Попробуйте сами определить и наклеить
бумажное сердечко.
– Молодцы, вы меня радуете. А знаете ли вы, каким
бывает сердце?
Игра "Какое бывает сердце" (с мячом).
Цель: умение правильно подбирать
слова – прилагательные, обозначающие
определения, (большое – маленькое, доброе – злое,
любвеобильное ... золотое).
– Какое сердце у вашей мамы?
Фантазирование.
– Покажите героя с добрым сердцем. (Со злым
сердцем) Мы попробуем отгадать, кого вы покажете.
(Дети угадывают)
– Несмотря на небольшой размер нашего сердца,
оно работает днем и ночью. Что случится, если оно
перестанет биться?
– Мы должны его беречь, заботиться о его
состоянии. Если не хотите, чтобы сердце болело,
работало дальше, вы должны его тренировать;
купаться, бегать, выполнять физические
упражнения, закаляться. Упражнения под музыку
"Бег и прыжки"
– Давайте теперь прослушаем пульс.
– Какой он – спокойный или учащенный?
Сердце колотится в груди сильнее – это полезно.
Нагрузка укрепляет сердечную мышцу.
Расслабление лежа на ковре под музыку.
III. Информация.
Рассматривание рисунка человека с сердцем и
кровеносными сосудами.
– Наше сердце похоже на насос. Оно
присматривает за реками, которые текут от него и
в него впадают, (показываю на рисунке)
Представьте себе пароходы, которые везут грузы.
Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную
реку крови в "Артерии" (показываю). По ней
пароходы с "кислородом" и питательными
веществами из съеденной нами пищи отправляются в
путешествие по всем клеточкам нашего организма.
Но самое удивительное: кровяные
"пароходики", отдавая полезные вещества,
забирают из организма вредные и везут их по синим
венам. Эти реки – сосуды так и называются – Артерии и Вены.
– Повторите.
Попробуем это увидеть в игре.
Игра "Кровяные пароходики"
Правила игры. Две команды
"Артерия" и "Вена". Перед командирами
стоит корзина с красными мячами – полезными для
организма веществами, а на другой стороне зала
помещают корзину с синими мячами – вредными
веществами. По сигналу участники команды
"Артерия" переносят по очереди красные мячи
из первой корзины во вторую, а ребята из команды
"Вена" – синие мячи из второй корзины в
первую.
– Вот также и течет кровь по сосудам – не
переставая.
Правила по сохранению здорового сердца.
– Вы знаете, что сердце нужно беречь. А каким
образом? Составление правил.
IV. Моделирование работы здорового,
"сильного" сердца и "слабого",
нетренированного сердца.
– Если вы будете соблюдать эти правила, то
сердце у вас будет сильным и здоровым. Значит, оно
будет хорошо работать, не будет болеть.
Хотите посмотреть, как работает здоровое
тренированное сердце? Цель: смоделировать работу
здорового, "сильного" и "слабого",
нетренированного сердца.
Набираем раствор марганцовки в равном
количестве в оба шприца (20 и 10мл) и впрыскиваем
одновременно в разные трубочки. Сравниваем, на
какое расстояние продвинулась жидкость в каждой
из них. Шприц большого объема, как и
тренированное, здоровое сердце, продвинул
жидкость на более дальнее расстояние, чем второй
шприц (слабое нетренированное сердце).
V. – Что нужно делать, чтобы сердце было
сильным, здоровым?
VI. – Что бы вы смогли рассказать своим
родным о сердце?
– Чтобы посоветовали своим папам и мамам? |