Цель. Уточнить артикуляцию звуков [ф—ф']; учить детей
дифференцировать звуки [ф—в], [ф' — в'] в словах; обучать детей подбору к
одному прилагательному нескольких существительных; упражнять в
составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слово
на слоги; определять последовательность звуков в слове; ознакомить
детей с образом буквы Фф; закреплять образы букв.
Оборудование. Зеркала, схема для анализа артикуляции, панно букв,
мел, доска, лист бумаги синего цвета, штампы, белая гуашь; звуковые
домики; картинка (игрушка) с изображением ежика; ножницы и вырезанные
буквы по количеству детей.
Ход занятия
I. 1. — Мы познакомились с волком и вороной. Какую песенку сочинил волк для вороны? (Несколько ответов)
Анализ слова ворона: разделить на слоги; определить первый звук в слове и дать ему характеристику.
— Как можно назвать песню волка? (Вой)
Звуковой анализ слова вой с использованием звуковых домиков:
последовательное определение первого, второго и третьего звуков с
характеристиками; назвать, сколько звуков в слове.
II. — Кому вы помогли спастись от волка на прошлом занятии? (Ежику)
Сегодня благодарный ежик пришел к нам в гости (демонстрация картинки или
игрушки). Он хочет рассказать о себе.
Ежика зовут Федей. Он живет в лесу. Найдет Федя что-нибудь вкусненькое и пыхтит от удовольствия. Вот так: фь-фь-фь. (Дети повторяют за воспитателем) А если Федя встречает лису или волка, то тут же сворачивается в клубок и фыркает: ф-ф-ф-ф. (Дети повторяют)
Артикуляция звуков.
— Ежик напомнил нам звуки [ф—ф']. Когда мы их произносим, то нижняя
губа слегка прижата к верхним зубам; верхняя губа слегка при поднята;
язык внизу; воздух проходит через узкую щель; голосовые связ ки
вибрируют.
Характеристика звуков. Звуки [ф—ф'] — согласные, бывают твердые и мягкие. III. Педагог продолжает рассказ. По ходу повествования выставляет картинки (в тексте эти слова выделены).
Каждую ночь ежик Федя встречался со своим другом филином Филей. Филин любил сидеть на нижней ветке большого дерева. А ежик садился под деревом в траву. Они беседовали, смотрели на звезды и вдыхали нежный аромат ночной фиалки. Затем
филин летел на охоту. А ежик Федя бежал в деревню. Там, в одном доме,
ему оставляли еду. Сегодня на блюдце он нашел мясные фрикадельки и фрукты. Дверь в дом была приоткрыта. И любопытный Федя заглянул в щелочку. Там, на столе, он увидел телевизор, вазу с цветами, фломастеры, розетку с халвой. Халва так вкусно пахла. Но стояла так высоко. Федя вздохнул и побежал домой.
Педагог просит назвать, что изображено на выставленных картинках, и
разложить их на две стопки: в одну слова со звуками [ф— ф'], в другую со
звуками [в—в'].
Стопка картинок со звуками [в—в'] убирается. Детей просят определить слова с твердым и мягким звуками {ф—ф'].
Звук [ф]: фрукты, фломастеры. Звук [ф']: филин, фиалка.
3. Работа с предложениями.
Педагог предлагает детям составить предложения из заданных слов.
а) Филин, спать, день. (Филин спит днем) Сколько слов в предложении? Какое первое слово (второе, третье)?
б) Федя, нюхать, фиалка, (Федя нюхает фиалку) Аналогичная работа.
в) Мальчик, рисовать, фломастеры. (Мальчик рисует фломастерами) Аналогичная работа.
IV. 1. Знакомство с буквой Фф.
— Сегодня мы с вами узнали много слов со звуками [ф—ф']. Звуков два, а буква, которая их обозначает, одна.
Педагог показывает букву и размещает ее на панно букв по адресу:
второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 2 (вторая клетка слева).
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).
V. 1. Развитие мелкой моторики. Работа со штампами. Игра «Снегопад». На столе раскладывается лист синей бумаги, ставятся баночки с белой гуашью и несколько штампов-снежинок.
Педагог называет прилагательное, дети подбирают к нему как можно
больше существительных. Правильное согласование дает право сделать
оттиск снежинки на листе бумаги.
Примерный набор прилагательных:
· февральский (день, снег, мороз, вечер, ветер, праздник и др);
· кофейный (сервиз, запах, цвет, шарф, напиток и др);
· фиолетовый (карандаш, галстук, костюм и др).
Внимание! Игру «Снегопад» можно продолжить после занятия. |