Цель. Уточнить артикуляцию звуков [д—д']; учить детей
дифференцировать звуки [д—т], [д'—т']; упражнять в проведении звукового
анализа; учить согласовывать существительные с числительными; упражнять в
употреблении имен существительных в родительном падеже множественного
числа; ознакомить детей с буквой Дд.
Оборудование. Зеркала, панно букв, мел, доска, звуковые домики; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
I. Определение последовательности звуков в слове. Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)
Дети в слове-отгадке определяют последовательность звуков и дают им характеристику (с использованием звуковых домиков).
II. 1. Артикуляция звуков.
— Какой первый и последний звуки в слове дождь? ([д—д']) С ними мы познакомимся поближе.
Артикуляция та же, что и при произнесении звуков [т—т'], но голосовые связки находятся в состоянии вибрации (контроль рукой).
Характеристика звуков. Звуки [д—д'] — согласные, бывают мягкие и твердые.
2. Дифференциация звуков [д—т] и [д'—т'].
а) Игра «Подскажи словечко».
Воспитатель читает двустишие, объясняя, что в слове, которое он будет
выделять голосом, надо заменить звуки [т—т'] на звуки [д—д'].
Назовем мы книжку «том»;
Для жилья построим ... (дом).
Вот тележка. Это — тачка;
Дом в саду зовется ... (дачка).
По реке плывут плоты;
Зреют на ветвях ... (плоды).
Хорошо танцуют Таня
И ее братишка ... (Даня).
Город называем «Тверь»;
В доме открываем ... (дверь).
Я в тетрадке ставлю точку;
Мама любит свою ... (дочку).
Нитку сматывай с катушки;
Воду черпай из ... (кадушки).
Соловей выводит трель;
Слесарь в сеть включает ... (дрель). Архитекторы-творцы
Строят чудные ... (дворцы).
б) Игра «Договори слово».
— В наш детский сад ходят много хороших мальчиков и девочек. У
каждого из них свое имя. Помогите мне правильно полностью назвать их
имена. Добавьте слоги -та или -да.
Све...(та), Лю...(да), Ники...(та), Аню...(та), На...(та), Ли...(да).
— А теперь добавляем слоги -тя или -дя.
Нас...(тя), Кос...(тя), Воло...(дя), Ка...(тя), На...(дя), Пе...(тя), Ми...(тя), Фе...(дя), Ви...(тя).
III. 1. Согласование существительных с числительными. (Обратить особое внимание на согласование существительных с числами 3 и 5)
Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Теремок», назвать главных героев и последовательность заселения зверями теремка.
Когда мышка жила в теремке одна, то у нее были один стул, одна кровать, одно одеяло, одна подушка, одна тарелка, одна кружка и т. п. (Сначала педагог дает образец (1—2), затем дети перечисляют любые предметы с числительным «один»)
К мышке пришла лягушка. И в теремке всего стало по два. Перечислите.
(Дети перечисляют те же названия предметов с числительным «два»)
Затем к мышке и лягушке пришел жить зайка-побегайка, и стало в
теремке всего по три. Перечислите. (Дети перечисляют те же названия
предметов с числительным «три»)
А когда к мышке, лягушке и зайке попросилась жить лисичка -
сестричка, то в теремке всего стало по четыре. (Перечисление предметов с
числительным «четыре»)
А затем пришел к теремку волк, и в теремке всего стало по пять. (Перечисление предметов с числительным «пять»)
2. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем закончилась сказка.
— Когда медведь раздавил теремок, то ничего не осталось. Чего не стало? Не стало столов, стульев, одеял, кроватей и пр.
IV. 1. Знакомство с буквой Дд. Педагог показывает детям букву Дд, и размещает ее на панно букв по
адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 4 (четвертая клетка
слева). Напоминает детям, что звуки [д—д'] обозначаются одной буквой.
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).
Закрепление образов букв.
— Назовите звуки, которые обозначают следующие буквы: А, Б, В, Д, О, М, Д, Н, ы и т п.
V. Подготовка руки к письму. Упражнение «Дождь» на правильное
распределение мышечной нагрузки. Рисование штрихов разной длины сверху
вниз. |