Цель. Погрузить детей в мир звуков, развить интерес к ним; привлечь
их внимание к звуковой (внешней) стороне речи; учить детей передавать
звуки природы фонетическими средствами языка.
Оборудование. Аудиозаписи с голосами животных и птиц; картинки с их изображениями.
Предварительная работа. Вспомнить произведение К. Чуковского «Путаница».
Ход занятия
I. Игровая ситуация «Сказочный лес».
Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в лес.
— Представьте себя в лесу. Мы все дальше и дальше уходим по тропинке в
лес. Какое разнообразие деревьев, трав и цветов! (Дети могут назвать
их) Прислушайтесь. Чем наполнен лес? Что вы слышите?
Воспитатель задает уточняющие вопросы:
— Какие звуки издает жук? (ж-ж-ж) А кукушка?.. И др. (Дети отвечают конкретными звуками)
— Можно ли по голосу узнать животных и птиц? (Да, потому что каждый издает свои определенные звуки)
— Знаете, именно в этом лесу однажды произошла великая путаница: все
птицы и звери поменялись голосами. В какой сказке это случилось? Кто ее
написал? Давайте вспомним, кто с кем менялся голосами. (В ответах
используется хоровая декламация)
1. Свинки с кошечками.
Свинки замяукали: Мяу, мяу! (Хором)
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! (Хором)
2. Уточки и курочки.
Уточки заквакали: Ква, ква, ква! (Хором)
Курочки закрякали: Кря, кря, кря! (Хором)
3. Воробышек с коровой.
Воробышек прискакал
И коровой замычал: Му-у-у! (Хором)
Как корова ответила воробышку? (Чик-чирик)
— Как вы думаете, какие еще звери и птицы могли поменяться голосами и
как они при этом стали бы кричать? (Дети придумывают свои варианты
путаниц с обязательным озвучиванием). Например: ворона стала лаять —
гав-гав; а собака каркать — кар-кар.
— Кто из зверят был паинькой и советовал баловникам остановиться?
(Заинька) Какие слова он говорил? (Дети декламируют, выразительно читают
хором) Кому велено чирикать — Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать — Не чирикайте!
Не бывать вороне
Коровою!
Не летать лягушатам
Под облаком!
— При такой великой путанице и до беды недалеко. Какая беда произошла
в сказке К. Чуковского? (Лисички спичками подожгли море синее) Кто
помог зверятам потушить море? Когда зверята обрадовались и стали снова
петь и кричать своим голосом?
Гуси начали опять
По-гусиному кричать: Га-га-га! (Хором)
Кошки замяукали: Мур-мур-мур! (Хором)
Лошади заржали: И-и-и! (Хором)
Птички зачирикали: Чик-чирик! (Хором)
Мухи зажужжали: Ж-ж-ж! (Хором)
Воспитатель подводит детей к выводу: «Как говорится, в сказке ложь,
да в ней намек; добрым молодцам — урок». Какой урок нам всем надо
вынести из сказки? (Каждый должен говорить своим голосом)
II. Воспитатель читает рассказ Л. Пантелеева «Как поросенок говорить научился».
Один раз я видел, как маленькая девочка учила поросенка говорить... Она ему, я помню, говорит:
— Поросенок, скажи «мама»!
А он ей отвечает:
— Хрю-хрю...
Она ему:
— Поросенок, скажи «дерево»!
А он ей:
— Хрю-хрю...
— Скажи «цветочек»!
А он:
— Хрю-хрю...
Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко поросенка и девочку. Я говорю:
— Знаешь что, голубушка, ты бы ему что-нибудь попроще велела сказать.
А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить...
Попроси его, например, сказать «хрю-хрю».
Девочка немного подумала и говорит:
— Поросенок, скажи, пожалуйста, «хрю-хрю». Поросенок посмотрел на нее и сказал:
— Хрю-хрю!
Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.
— Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился!
— Как мы передаем голоса животных? Подумайте, как разговаривает,
общается человек, с помощью чего это происходит. Использует ли человек
звуки в своем разговоре (в своей речи)? Чем они отличаются от тех, что
используют животные? Воспитатель обобщает ответы детей: животные, как правило, используют
небольшое число звуков, часто одинаковых в различных ситуациях. А
человек в общении пользуется словом. Оно удивительное, потому что может
звучать и одновременно обозначать (называть) все, что нас окружает
(окно, небо, солнце и т. д). С помощью слова можно передать (сообщить)
свои мысли и желания близким и друзьям. |