Цель. Уточнить артикуляцию звуков [х—х']; упражнять детей в
слого-звуковом анализе слов; ознакомить с буквой Хх; закреплять образы
букв.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, листы бумаги, набор
картинок, раздаточный материал для слого-звукового анализа слов;
буквенный конструктор.
Предварительная работа. Дети нанизывают разноцветный бисер на нитку.
Ход занятия
1. Воспитатель просит назвать звуки, с которыми дети ознакомились на
последнем занятии. На панно в кармашке буквы Гг вложено письмо с
загадкой.
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
Далее проводится слого-звуковой анализ слова гуси.
— Сколько слогов в слове гуси? (Два) Сколько звуков в первом слоге?
Какие это звуки? Сколько звуков во втором слоге? Какие это звуки?
II. 1. — Я хочу рассказать вам веселый стишок:
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!
Хи-хи-хи да бух-бух!
Хо-хо-хо да хе-хе-хе!
Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»
Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали
чаще всего, когда старичок смеялся? (Звуки [х—х']) С этими звуками мы
сегодня познакомимся поближе.
Педагог обращает внимание детей на то, что звук в смехе старичка
звучал по-разному. Просит на слух определить звуки [х], [х']. Затем
дважды повторяет звучание смеха (в первый раз для звука [х], второй раз
для звука [х']). Когда дети слышат нужный звук, они поднимают руку.
2. Артикуляция звуков.
При произнесении звуков [х—х'] губы приоткрыты, между зубами щель,
кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка чуть приподнята,
теплая воздушная струя направлена на кончик языка.
Характеристика звуков. Звуки [х—х'] — согласные, бывают твердые и мягкие.
III. 1. — Сегодня мы с вами отправимся на охоту. Шел охотник на охоту,
Увидал в кустах кого-то.
Он затвором щелк да щелк,
И на снимке вышел волк.
Вот и мы сегодня пойдем на фотоохоту. Для этого нам нужно фоторужье.
(Дети скатывают из листов бумаги трубочки-фоторужья) На охоте нужно
вести себя тихо и быть очень внимательными.
а) — Посмотрите в фоторужье: на полянке появился первый зверек. Он
очень хочет попасть в кадр. (Воспитатель выставляет на доску картинку с
изображением хорька)
Ходит по лесу зверек —
Хитрый маленький ... (хорек).
(С. Маршак)
Сколько частей (слогов) в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек)
б) — А вот еще одно животное (показ картинки, на которой нарисована черепаха).
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят ... (черепахи).
Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий. (Мягкий звук [х'])
в) — А это что за насекомое?
Жужжит она у уха.
Летает всюду ... (муха).
Дети проводят слого-звуковой анализ слова муха. (В слове муха два слога: первый слог му-, второй слог -ха. Первый звук в слове [м], второй звук [у], третий звук [х], четвертый звук [а])
— Наша фотоохота заканчивается. Назовите, кто получился на наших снимках. (Дети называют: хорек, черепаха, муха)
IV. 1. Знакомство с буквой Хх.
Педагог говорит о том, что у звуков [х—х'] — один образ-буква. Показывая букву, педагог читает четверостишие:
«X» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
(В. Степанов)
Буква размещается на панно по адресу: первый этаж (нижний ряд),
квартира № 1 (первая клетка слева). 2. Аналитико-синтетическая
деятельность (с использованием буквенного конструктора).
3. Закрепление образов букв. Расшифровка рисунков.
— В этих рисунках спрятались буквы. Назови звуки, которые они обозначают. а) ([г-г'], [б—б'])
б) ([п-п'], [н-н'])
в) ([д-д'],[а])
г) ([х-х', м-м'], [и])
V. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра по выбору детей. |