Цель. Уточнить артикуляцию звуков [с—с']; упражнять детей в
определении места звука в слове и в проведении слого-звукового анализа
слова, составлении предложений с предлогом с; работать над лексическим значением слов; ознакомить детей с буквой Сс; закреплять образы букв.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок,
набор игрушек, наборное полотно; учебное пособие Т. И. Гризик «Маленький
помощник», карандаши-штампы, гуашь зеленого цвета; вырезанные буквы по
количеству детей.
Ход занятия
I. 1. — С какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? ([х—х']) Замените первый звук в следующих словах на звук [х]:
салат — халат пан — хан Глеб — хлеб шмель — хмель сор — хор шрам — храм голод — холод год — ход гриб — хрип
2. — Объясните значение пары слов. (По выбору детей. Работа парами)
II. 1. — Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками. А с какими, догадайтесь сами. Слово собака с него начинается. В слове гусь этот звук слышится в конце слова. (Звуки [с—с'])
2. Артикуляция звуков.
Дети самостоятельно проводят анализ артикуляции: губы в улыбке, зубы
сближены, кончик языка за нижними зубами, по середине языка небольшой
желобок, голосовые связки спокойны. Педагог контролирует правильность
проведенного анализа.
Характеристика звуков. Звуки [с—с'] — согласные, бывают мягкие и твердые.
III. 1. Игра «Узнавайка».
— Звуки любят прятаться в слова. Поиграем в игру «Узнавайка». Я буду
показывать вам игрушки (картинки). Тот, на кого я укажу, назовет эту
игрушку (картинку). Если вы услышите в слове звук [с], сожмите руки в
кулачки (твердый звук), если звук [с'], помашите рукой (мягкий звук). 2. Воспитатель на доске рисует схемы слов:
а) три слога, звуки [с—с'] в начале слова: X ;
б) три слога, звуки [с—с'] в середине слова: х_ ;
в) два слога, звуки [с—с'] в начале слова: X '_ ;
г) один слог, звук [с—с'] в начале слова: X .
1-й вариант: воспитатель называет слова, дети проводят слого-звуковой анализ каждого слова и находят соответствующую схему.
2-й вариант: воспитатель просит подобрать слова к схемам и доказать,
что слово соответствует схеме (проводят слого-звуковой анализ).
Примерный набор слов:
а) собака, сорока, сапоги, сухари;
б) носорог, носилки, косари, рисунок;
в) сани, сито, сено, сушка, сурок;
г) сок, сон, сын, сыр, сук, синь.
3. Составление предложений с предлогом с. Воспитатель просит детей ответить на вопросы:
а) Кто с кем дружит? (Необходимо добиваться полного развернутого ответа)
Предполагаемые ответы: «Я дружу с Аней и Олей», «Я дружу с Петей, Сашей, Максимом».
б) Кто с кем сидит? (Аналогичная работа)
IV. 1. Знакомство с буквой Сс.
Педагог знакомит детей с образом буквы. Читает во время показа четверостишие:
Словно «С», повис над кленом
Полумесяц в небе темном.
Свет волшебный с неба льет,
Сказку в гости к нам зовет.
(В. Степанов)
Букву размещают на панно по адресу: второй этаж (второй ряд снизу), квартира № 6 (шестая клетка слева).
Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием буквенного конструктора).
Закрепление образов букв.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением различных
предметов. Предметы, в названиях которых слышатся звуки [с—с'], прячут в
своем изображении букву С. Дети находят, где спряталась буква С;
объясняют, почему в одних предметах она есть (слышна в названиях), а в
других ее нет (не слышна в названиях).
V. Развитие мелкой моторики. Упражнять детей в правильном
распределении мышечной нагрузки с помощью карандаша-штампа. Сюжет
«Весна» в учебном пособии Т. И. Гризик «Маленький помощник». |