Цель. Уточнить артикуляцию звуков [з—з']; упражнять детей в
определении места звуков [з—з'] в словах с одновременным присутствием
звуков [с] и [з] ([с'] и [з']); объяснить значение слов-паронимов
(отличающихся одним звуком); ознакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, мел; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
1. 1. На доске написана цепочка букв АБСОМНСКУСДП С В С X.
Воспитатель предлагает детям найти буквы С в цепочке и определить, сколько их. (5 букв)
Игра «Не зевай — продолжай». Дети по порядку называют звуки, которые
записаны на доске соответствующими буквами, и подбирают слово,
начинающееся на этот звук. Например: [а] — аист, [б] — банан, [б'] — бизон и т. п.
Упражнение «Измени слова». Воспитатель произносит слово, дети добавляют в начало слова звук [с] и называют получившееся слово:
варить — сварить | бегать — сбегать | ходить — сходить | клевать — склевать | клеить — склеить | летать — слетать | катать — скакать | петь — спеть |
II. 1. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. При чтении он выделяет голосом звуки [з—з'].
Найдем ее мы в звездочке,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
(С. Маршак)
— Какие звуки я выделяла в словах? (Звуки [з—з']) Вот вы и на шали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.
2. Артикуляция звуков.
Один ребенок разбирает артикуляцию звука. Если он затрудняется, ему
помогают товарищи. Артикуляционный уклад тот же, что и при звуке [с] 4-
дрожание голосовых связок. Характеристика звуков. Звуки [з—з'] — согласные, бывают мягкие и твердые.
III. 1. Игра «Найди слово».
— Найдите из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з]. (Воспитатель читает по три слова)
Примерные варианты слов: глаза, слеза, зонт; скамейка, сазан, зорька; узор, скакалка, засов; маска, зоосад, фазан; сарафан, сервизы, казаки.
2. — Определите в словах место звука [з].
В слове слеза звук [з] находится в середине слова. В слове сазан звук [з] находится в середине слова. В слове засов звук [з] находится в начале слова. В слове зоосад звук [з] находится в начале слова. В слове сервизы звук [з] находится в середине слова.
3. — Замените в словах звук [с] на звук [з] и объясните значение этих слов (работа парами):
суп — зуб
собор — забор
соя — Зоя
сойка — Зойка
коса — коза
сев — зев
Сима — зима
(Первый ребенок: «Сима — это имя девочки». Второй ребенок: Зима — это время года»)
IV. 1. Знакомство с буквой Зз.
Педагог показывает букву и читает стихотворение:
«3» — смешная завитушка.
«3» — закручена, как стружка.
(В. Степанов)
Букву размещают на панно по адресу: третий этаж (третий ряд снизу), квартира № 6 (шестая клетка слева).
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием нож ниц и буквенного конструктора).
3. Закрепление образов букв. Дифференциация образов букв В и З. Воспитатель рисует на доске большую букву В и говорит:
— Здесь спрятались две буквы. Какие? (В и 3)
V. Пальчиковая игра по желанию детей. |