Цель. Уточнить артикуляцию звука [щ]; учить детей определять в слове
слог (по счету), в котором находится звук [щ]; упражнять детей в умении
изменять слова с помощью суффикса -ищ; ознакомить с буквой Щщ; закреплять образы букв.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, игрушка щенок,
набор картинок, наборное полотно, штампы с изображением овощей, гуашь;
ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
1. — В нашей группе живут славные дети. Всех вас хочется на звать
ласково. Назовите свое имя так, чтобы в нем слышался звук [ч]. (Отвечают
все дети. Например: Танечка, Сашечка, Вовочка, Мариночка, Женечка,
Алешечка и т. п)
II. 1. — Отгадайте, ребята, какой звук мы сегодня будем изучать? Ниночка считала вещи:
Ящик, щетка, прищепка, клещи,
Плюс трещотка, два леща,
Щит и два больших плаща. (Звук [щ])
2. Артикуляция звука.
— При произнесении звука [щ] губы в легкой улыбке, зубы сближены,
широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная
воздушная струя.
Характеристика звука. Звук [щ] — согласный, всегда мягкий.
III. 1. — У Нины был маленький беспомощный щенок. Он жил в ящике. Звали его Щеня. Однажды заглянула Нина в ящик и увидела гам вещи, которые давно потерялись (воспитатель показывает картинки, дети их называют): щетка, клещи, удилище, щипцы. Щенок виновато поджал хвост.
Нина любила произносить слова и изменять их. А щенок помогал ей в этом: если Нина говорила правильно, Щеня молчал и внимательно слушал. Но если она делала ошибку, Щеня заливался громким и недовольным лаем.
Давайте и мы, ребята, попробуем изменять слова, а Щеня нам в этом
поможет. (Воспитатель выставляет на наборное полотно три картинки:
клещи, щетку, плащ) Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. (Другие фразы договаривают дети. Если они ошибаются, щенок начинает лаять) Ты ищешь ... . Он ищет ... . Мы ищем ... . Вы ищете ... . Они ищут ....
2. Определение в слове слогов со звуком [щ].
— Нина заметила, что больше всех Щене нравятся слова со звуком [щ]. И
решила она научить щенка определять место этого звука в слове. Щеня
быстро научился. А мы с вами сможем это сделать? Давайте попробуем!
(Воспитатель выставляет картинки и (или) произносит слова)
Образец: щегол — в слове два слога, звук [щ] находится в первом слоге.
Примерный материал: роща, вещи, .товарищ, щепки, щит, чудовище, сокровище, овощи, плющ, ящерица.
3. — Прошел год. Щеня вырос и стал большой собакой. Раньше у него
была маленькая голова, а теперь не голова, а головища (дети помогают),
не лапы, а ... , не глаза, а ... , не зубы, а ... , не нос, а ... , не
усы, а ... , не когти, а ... , не хвост, а ... .
IV. 1. Знакомство с буквой.
— Нина стала обучать Щеню буквам. И конечно, первой буквой, с которой она познакомила собаку, была буква Щщ. Вот она. (Демонстрация буквы, рассматривание ее и размещение на панно по адресу: первый этаж, квартира № 4)
На расческу
«Щ» похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
(Е. Тарлапан)
Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием нож ниц и буквенного конструктора).
Закрепление образов букв. Дифференциация образов букв Ш, Щ, Ц
— Какие элементы нужно убрать из Щ, чтобы получить другие буквы?
V. Развитие мелкой моторики.
Работа с двумя штампами одновременно (ребенок работает двумя руками).
На штампах изображены овощи: один маленький, другой большой (морковь —
морковища, репа — репища, капуста — капустища, огурец — огуречище и т.
д). |