Цель. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его
можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным; в
слове есть начало и конец; в слове звуки стоят в определенном порядке;
познакомить со звуковой схемой слов («звуковыми домиками»); учить
самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и
односложных словах.
Оборудование. Звуковые схемы для каждого ребенка; полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображениями птиц и животных.
Ход занятия
I. Дидактическое упражнение «Угадайка».
Цель: вспомнить звуки окружающего мира, упражнять в обозначении их с помощью звуков человеческой речи.
Воспитатель задает вопросы; дети дают ответ через звуко- и
словоподражание. Например: как завывает ветер? (у-у-у) Как он шумит в
листве деревьев? (ш-ш-ш) Как капает дождик? шумит чайник? тикают часы?
(кап-кап, с-с-с, тик-тик)
Затем одни дети (или педагог) воспроизводят звукоили словоподражание,
а другие определяют, кто или что издает эти звуки. Допускается
несколько вариантов ответов. Например: бум-бум (бьют барабаны, грохочет
гром); з-з-з-з-з (комарики летят, работает электропила); шлеп-шлеп (мы
бежим по лужам); р-р-р-р (собака рычит, мотор работает) и т. п.
Обобщение: звуки и слова кап-кап, тик-тик и др. подражают окружающим звукам нашего мира.
II. Игровая ситуация «Секреты слов».
— Вы любите открывать тайны, узнавать секреты? Сегодня мы откроем необычные секреты — секреты слов. Итак, начнем.
1. Воспитатель предлагает детям послушать, как звучат слова, которые
мы произносим. Зачитываются отрывки из стихотворения А. Барто: Скажи погромче
Слово «гром».
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат».
И сразу мыши
Зашуршат.
— Почему грохочет слово гром и шуршит слово мыши? (В словах есть
такие грохочущие и шуршащие звуки, как [р] и [ш]) Какие еще звуки живут в
этих словах? (Дети определяют звуки в словах гром и мыши с помощью
интонационного проговаривания, делают вывод, что слова состоят из разных
звуков).
2. — Как вы думаете, все ли звуки нужны в словах? (Да) А можно ли в
словах заменять один звук на другой? (Нет). Давайте проверим.
Замените в слове гром звук [р] на звук [н]. Что получилось? (Новое слово. Дети объясняют значения слов)
Вывод: звуки в словах нельзя пропускать и заменять, иначе меняются значения слов.
III. Игровое упражнение «Звуки заблудились».
1. Дети находят в тексте стихотворения А. Шибаева слова, где звуки заблудились:
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Мы собрали васильки.
На головах у нас — щенки. (венки)
— Можно ли назвать это стихотворение веселым, смешным? Почему? А в
обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, так как люди
перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своем месте)
2. — Ребята, послушайте, я называю птиц: аис..., воро..., ...ница,
...кушка. (Воспитатель не договаривает звуки в конце и в начале слов) Вы
знаете таких птиц? Почему вы не узнали их? (Пропущены звуки в словах)
Какие звуки и куда надо поставить, чтобы получились правильные названия
птиц? (Дети делают вывод о том, что у слова есть начало и конец)
3. — Слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит —
короткие слова, в них мало звуков; электричество, муравейник — длинные
слова, в них много звуков.
Закрепление. Дидактическое упражнение «Длинное — короткое».
Цель: упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова (в сравнении друг с другом).
Дети с помощью индивидуальных полосок бумаги (одна длинная, другая
короткая) показывают, какое слово произносит воспитатель — короткое или
длинное (аист—воробей; кит—корюшка; кот— крокодил; лев—мышка и др). Дети должны отвлечься от предметного значения слов и сравнивать слова только по их звучанию.
4. Звуковые домики. Знакомство и работа со схемой.
а) Воспитатель раздает волшебные звуковые домики, которые помогут
детям научиться слышать каждый звук в слове. Каждый получает по три
звуковые схемы для слов из трех, четырех и пяти звуков.
б) Хоровое интонационное проговаривание слов и соотнесение их со
схемами (кот, нос, дом, река, липа, рыба, куры; котик, носик, репка).
Обобщающий вывод: слово состоит из различных звуков, имеет начало и
конец; звуки в слове выстраиваются в определенном порядке (следуют один
за другим); их нельзя пропускать и заменять на другие звуки. |