Цель. Уточнить артикуляцию звуков [р—р']; упражнять детей в туковом
анализе слов-паронимов (отличающихся одним звуком); упражнять в
дифференциации звуков [р—л]; ознакомить детей с буквой Рр; закреплять
образы букв.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, наборное полотно,
набор картинок, мел, нитки бисера, загрунтованная поверхность с
нанесенным рисунком; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей;
звуковые домики.
Ход занятия
1. Дети вспоминают звуки, с которыми они познакомились на последнем
занятии. Педагог предлагает начать занятие с игры «Пила» (повторить 2—3
раза).
Слого-звуковой анализ слова пила (количество слогов; определение звуков в слогах; характеристика звуков: [п1] — согласный, мягкий; [и] — гласный; [л] — согласный, твердый; [а] — гласный).
II. Артикуляция звуков.
— А теперь я расскажу вам про ребят, которые отправились в по ход.
Они собрали рюкзаки, взяли карту, продукты и пошли в дальний бор. По
дороге решили собирать не ягоды и грибы, а слова со звуками [р—р'].
Давайте и мы присоединимся к туристам, но сначала вспомним, как
правильно произносятся эти звуки.
Дети произносят звуки, смотря в зеркало, и рассказывают: «При
произношении звуков [р—р'] губы приоткрыты, зубы сближены, кончик языка
поднят к верхним зубам и дрожит, голосовые связки вибрируют».
Характеристика звуков. Звуки [р—р'] — согласные, бывают твердые и мягкие. III. 1. — Нам с вами тоже нужно собрать вещи, необходимые в походе, и сложить их в рюкзак.
Воспитатель выставляет следующие картинки: кружка, топор, палатка,
табурет, продукты, мясорубка, утюг, аптечка, карта, компас, самовар,
будильник, удочка, матрешка, гири. Дети отбирают необходимые предметы и
объясняют, для чего они нужны. Остальные картинки убираются.
— Ребята, давайте положим в рюкзак сначала предметы со звуками [р—р'], а затем все остальные предметы.
2. — Идут ребята лесом, ищут слова со звуками [р—р'], да найти не
могут. Вокруг елки да сосны. А под ними лисички, подосиновики, маслята.
Опечалились дети. Вдруг видят, навстречу им идет человек. Это егерь. Он
наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудное
время. Узнал егерь, зачем ребята в лес пришли, и говорит: «Слов со
звуками [р—р'] в моем лесу видимо-невидимо. Только вы не так их ищете. Я
вам помогу. Что вы видели в лесу?»
Сосны, ели, — отвечают дети.
Как их называют одним словом? (Деревья) Вот вам первое слово, которое
вы искали. А в названиях частей дерева тоже слышен звук [р]. Назовите
их. (Корень, кора, верхушка, крона)
Ребята стали внимательно смотреть вокруг и собрали много слов. — Как
вы думаете, какие слова назвали туристы? (Примерный перечень: тропинка,
трава, ромашки, грибы, кустарник, звери, муравейник и др)
3. — На привале дети стали играть в игру «Слова». Они заменяли в словах звук [л] на звук [р]. Назовите слова: лак — ... (рак), игла — ... (игра), булки — ... (бурки), жалко — ... (жарко).
4. Звуковой анализ первой пары слов (лак — рак). Слого-звуковой анализ второй пары слов (игла — игра).
IV. 1. Знакомство с буквой Рр.
— Вернулись ребята из похода, и всем им захотелось познакомиться с
буквой, которая соответствует звукам [р—р']. Вот она, ребята!
(Воспитатель показывает букву Рр и размещает ее на панно по адресу:
четвертый этаж, квартира № 4) «Дрожу от страха
До сих пор! —
Воскликнуло полено:
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!»
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и буквенного конструктора).
3. Закрепление и дифференциация образов букв,
а) — Найди и обведи букву Рр в цепочке.
РорБСрАРВШрбР
б) Чем отличаются буквы в парах?
ВР ЛА ШЩРФ
V. Воспитатель поздравляет детей с тем, что они познакомились со многими звуками и буквами русского языка.
— Секреты оставшихся букв вы узнаете в школе. А наш домик заселен. Пора справлять новоселье. А новоселье — это веселый праздник! |