Цель. Учить детей анализировать звуковой ряд; ознакомить с буквой Ии;
совершенствовать умения детей в образовании множественного числа
существительных с окончанием -и; работать с лексическим значением слов.
Оборудование. Картинки, панно букв.
Ход занятия
1. 1. Воспитатель рассказывает историю, выделяя (слегка протягивая) звук [и].
— Я расскажу вам про двух друзей-товарищей. Мальчики И-и-и-горь и
Ти-и-и-ма сидели на берегу реки-и-и. Они играли в камушки. Вдруг рядом
запела какая-то пти-и-и-ца. «И-и-и»— выводила она свои трели. Тима
сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Он тихо подошел к
иве. На нижней ветке сидела желтая птичка — иволга и пела свою
печальную песню.
2. Артикуляция звука.
— Как пела иволга? (и-и-и) Песенка иволги похожа на звук [и]. При
произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя
идет спокойно, голосовые связки вибрируют.
Характеристика звука. Звук [и] — гласный.
II. 1. — Какие слова со звуком [и] вы запомнили? (Возможны наводящие
вопросы воспитателя) Педагог особенно хвалит детей за слова, в которых
звук [и] находится в начале слова в безударной позиции, в середине и
конце слова.
2. Воспитатель предлагает детям объяснить значение слов (дать полный ответ).
Ива — это растение; иволга — это птица; изгородь — это забор; Игорь — это имя; свитер — это одежда.
3. — Игорь умел играть на дудочке. Он взял ее и сыграл такую песенку:
аиу (а-а-а-и-и-и-у-у-у). Тима захотел повторить ее. Он понял, что
песенка состояла из трех звуков. (Педагог повторяет песенку, загибая
пальцы) Первый — [а], второй — [и], третий — [у]. Разобрав эту песенку,
Игорь правильно ее исполнил.
Воспитатель предлагает детям разобрать следующие песенки (сколько звуков, какие звуки, в какой последовательности звучат):
иау (и-и-и-а-а-а-у-у-у);
ауи (а-а-а-у-у-у-и-и-и); уиа (у-у-у-и-и-и-а-а-а).
4. Образование множественного числа существительных с окончанием -и.
— Игорь ходит в детский сад и очень любит его. Потому что здесь его
друзья, любимые воспитатели. А еще потому, что здесь всего много. Дома у
него один стульчик, а здесь стульчики.
Далее педагог называет слова в единственном числе, а дети образуют множественное число и тянут звук [и] в конце слова.
Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.
III. 1. Знакомство с образом буквы.
Педагог показывает карточку с изображением буквы Ии. Букву заселяют на панно по адресу: пятый этаж, квартира № 4.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
IV. Игра «Скакалка». Цель: тренировка больших пальцев рук.
— У Тимы есть сестра Ира. Она младше Тимы, но уже умеет прыгать через скакалку (прыгалки). Вот так.
Дети встают: ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие
пальцы вытянуты (с напряжением) — и производят круговые движения.
«Крутить скакалочку» нужно сначала в одну сторону, затем в другую. Игра
сопровождается четверостишием.
Прыгать Ирочке не лень,
Скачет Ира целый день.
Да и ночью бы скакала,
Но скакалочка устала. |