Радость
«Театр»
Пособие:
материал для изготовления масок: белая бумага, краски, кисточки или набор
цветной бумаги, ножницы, клей, веревочки для завязок.
Играющие:
минимум двое участников.
На бумаге рисуют или приклеивают разноцветные маски
(взрослый работает вместе с ребенком). Каждый участник примеряет себе любую
маску и изображает эмоцию, зафиксированную на ней. Используются следующие
маски: грустные — Пьеро, ослик Иа и т.д.; радостные — веселая девочка, зайка и
т.д. (знакомые ребенку герои). Затем маски снимаются, все берутся за руки,
улыбаются, весело двигаются, танцуют.
Злость
«Сражение»
Пособие:
маленькие подушечки, наполненные ватином, синтепоном и т.д.
Играющие:
взрослый и ребенок (дети).
Взрослый начинает, тем самым как бы давая разрешение на
подобные действия, снимает запрет на агрессию.
Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные
кличи «Ура!», «Победа!», стараясь попасть по нижним частям тела.
«Бокс»
Пособие:
подушки.
Каждому ребенку дают мягкую подушку. Он должен усердно
боксировать по ней руками и хорошенько ее побить. Ребенка хвалят: «Молодец!»
«Прогоняем злость»
Пособие:
подушки.
Играющие:
дети.
Играющие дети (обутые в тапочки) ложатся на ковер (если
детей много, они ложатся по кругу). Между ними подушки. Они начинают со всей
силой бить ногами по полу, а руками по подушкам, не попадая по соседу. Дети
громко кричат: «Злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты. Затем по
команде взрослого дети закрывают глаза, расслабляются, отдыхают. Взрослый
заканчивает игру словами: «Вся злость ушла!»
Спокойствие
«Час покоя и час веселья»
Ребенку объясняют, что иногда, когда взрослый устал и
хочет отдохнуть, в доме будет «час покоя». Ребенок должен вести себя тихо,
спокойно играть в лото, рассматривать книги, рисовать. Но когда будет «час
веселья», ребенку разрешается бегать, прыгать, кричать и т.д. Играть так можно
каждый день.
«Стряхни усталость»
Взрослый предлагает ребенку встать, широко расставив
ноги. Ребенок слегка наклоняется, свободно опускает руки, склоняет голову к
груди. В таком положении он слегка покачивается вперед и назад.
Затем взрослый дает команду: «А сейчас стряхни усталость!
Встряхни руками и наклони голову. Повтори еще раз». Усталость ушла!
Страх
«Пароходик»
Пособие:
одно небольшое одеяло.
Играющие:
минимум двое взрослых и один ребенок.
Одеяло — это пароходик. Двое взрослых — матросы. Ребенок
— капитан. Игрой руководит взрослый. Капитан находится в центре пароходика.
Матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать пароходик. По
команде взрослого «Буря!» качка усиливается. В момент сильной качки капитан
командует: «Стоп, машина!» Пароходик останавливается (одеяло кладут на пол).
Все хвалят капитана — пароходик спасен!
«Ванька-встанька»
Играющие:
взрослый и ребенок.
Ребенок приседает, наклоняет голову к коленям. Ступни
плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
Взрослый становится позади, кладет руки на плечи сидящему
ребенку, начинает медленно и плавно раскачивать его (назад и вперед), как
Ваньку-встаньку. Продолжительность упражнения индивидуальна.
«Храбрец»
Пособие:
бумага, ножницы, карандаши.
Взрослый предлагает ребенку сообща нарисовать то, что его
пугает. Если ребенок самостоятельно не рисует, то рисует взрослый, а ребенок
помогает и дорисовывает какие-либо детали (что он умеет). Затем взрослый
предлагает ребенку ножницами разрезать свой «страх» на мелкие кусочки и
помогает сделать это.
Когда страх «рассыплется», взрослый показывает ребенку,
что теперь его собрать уже невозможно. Затем вместе с ребенком кусочки рисунка
заворачивают в лист бумаги и выбрасывают в мусорное ведро. Теперь бояться
нечего!
«Сдержанность»
В состоянии, когда ребенок взволнован, хочет ударить,
что-то бросить, взрослый предлагает успокоиться: «Обними себя сильно руками и
постой немного. Молодец, ты успокоился!»
«Дерево»
Взрослый предлагает ребенку игру: «Сильно надави пятками
на пол, сожми кулачки. Ты — большое и крепкое дерево, ты — сильный и смелый!»
ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
СОСТОЯНИЙ
Примечание:
Взрослый не читает содержание этюда ребенку, а эмоционально пересказывает
предложенную ситуацию и предлагает ребенку изобразить ее, подсказывая характерные
выразительные движения.
Интерес
«Жучка принюхивается»
Ситуация:
собака Жучка увидела косточку и застыла в напряженной позе. Морда у нее
вытянулась вперед, уши навострились. Жучка с интересом смотрит на косточку и
принюхивается.
«Машенька прислушивается»
Ситуация:
Машенька (из сказки «Три медведя») уснула на кроватке маленького медвежонка. В
это время домой вернулись медведи. Машенька проснулась и прислушивается, о чем
они говорят.
«Бабочка»
Ситуация:
девочка гуляла в саду и вдруг увидела большую красивую бабочку. Только
протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, а та крылышками замахала и
улетела.
Печаль
«До встречи!»
Ситуация:
от вокзала отходит поезд — бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой
провожают ее. Они машут ей поднятыми руками: «До свидания! До встречи!»
«Потерял(а) варежку» (ленточку из
косы, брошку и т.д.)
Ситуация:
девочка приходит с прогулки домой печальная, она потеряла варежку ( ленточку...)
Спокойствие
«Тишина»
Ситуация:
мама спит на диване. Дети играют с кубиками — строят дорогу. Играя, они
показывают друг другу: «Тише!», прижимая пальчик к губам.
Радость
«Нежность»
Ситуация:
девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок
прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о ее руки.
«Угощение»
Ситуация:
у мальчика — день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он предлагает детям
угоститься. Они берут по одной конфете, благодарят и кладут её в рот. По их
лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.
«Неожиданная встреча»
Ситуация:
дружили два мальчика. Летом они расстались: один мальчик остался в городе, а
другой уехал с родителями в деревню. Скучно в городе без друга. Кончалось лето.
Однажды, идя по улице, мальчик вдруг увидел, как из машины вышел его друг. Они
очень обрадовались друг другу!
«Подарок»
Ситуация:
девочке подарили новую игрушку — мишку.
Она рада, весело скачет, кружится. Играет с мишкой.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩИХ
«Семейный альбом»
Взрослый рассматривает с ребенком семейный альбом.
Спрашивает, кто изображен, какое у изображенного выражение лица, какое
настроение, что он чувствовал: радость, грусть, удивление, испуг и т.д. Если
ребенок затрудняется, взрослый помогает ему ответить.
«Изображаем эмоции»
Взрослый предлагает игру и просит ребенка: улыбнуться, как:
мама — сыну;
Чебурашка — крокодилу Гене;
ребенок, получивший подарок; позлиться, как:
злая собака;
Мороз-Красный Нос; испугаться, как:
ребенок, дотронувшийся до горячего утюга;
курица, защищающая своих цыплят от коршуна; устать, как:
мама после работы;
хоккеист после матча; отдохнуть, как:
балерина после спектакля;
дачник после работы на огороде.
«Какое у тебя сейчас настроение?»
Взрослый предлагает ребенку карточки с
изображением различных эмоциональных состояний. Малыш выбирает ту, которая в
наибольшей степени похожа на его настроение сейчас.
|