Чудесный визит на дом – мальчик восьми лет - КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Четверг, 08.12.2016, 17:06
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ [39]
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ [32]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА » КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Чудесный визит на дом – мальчик восьми лет

Большинство специалистов, работающих с детьми и их родителями, предпочитают встречаться с ними в привычной обстановке своих кабинетов, где они имеют возможность лучше контролировать ход встречи. Однако порой, особенно в сфере службы защиты детей, профессионалам приходится проводить работу дома у тех семей, которым они стараются помочь. Эффективное общение в домашней обстановке часто бывает непростым из-за разнообразных внешних помех. В таких ситуациях освоение навыков может помочь придать разговору структуру, форму и цель. Следующую историю рассказал Саймон Джексон – служащий государственной благотворительной организации Family Action из английского города Брэдфорд. Здесь показано, как важно тщательно выстроить позитивные взаимоотношения со всеми членами семьи, чтобы добиться доверия, прежде чем знакомить их с освоением навыков.

Семья состояла из матери Карен, отца Мартина и шестерых детей, младшему из которых было 11 месяцев. Из-за ряда проблем социальные службы направили эту семью в Family Action. В частности, одна из социальных работниц выражала беспокойство по поводу двух старших мальчиков – восьмилетнего Джеймса и десятилетнего Джона.

Саймон пришел к ним с визитом, чтобы выяснить, чем Family Action может помочь. Карен с детьми была дома, а Мартин отсутствовал. Он ушел после того, как на глазах у детей поругался с Карен по поводу употребления алкоголя. Он хотел, чтобы Карен купила ему пива, а та отказалась. В результате в доме царила атмосфера печали и отчаяния.

Саймон осознавал, что для семьи он – очередной социальный работник, вмешивающийся в их дела, поэтому решил начать знакомство, попытавшись разбить лед юмором.

– О’кей, ребята, – обратился он к детям, – куда мне можно сесть? Могу сесть на пол или вон туда, на сервант, а можете отправить меня в угол или пустить на диван.

Благодаря его легкому и располагающему тону все почувствовали себя более непринужденно, а у детей создалось впечатление, что поговорить с ним действительно может быть занятно.

Затем Саймон дал Карен возможность рассказать о том, что в тот день произошло у них с Мартином. Они поспорили на тему алкоголя, и в результате Мартин, рассерженный, покинул дом и ушел к своей матери. Саймон выслушал историю Карен и похвалил ее за то, что она в первую очередь заботится о детях и не позволяет Мартину пить дома.

Работница соцслужбы рассказывала о Карен, что та все время кричит на своих детей, но Саймон увидел ситуацию иначе. Для него Карен была матерью, которая действительно склонна повышать голос, разговаривая с детьми, но когда вокруг тебя шесть активных мальчишек и девчонок младше десяти лет, то это, скорее, просто попытка быть услышанной и внести хоть какой-то порядок в царящий вокруг хаос.

Членов семьи заранее предупредили о том, что Саймон собирается уделить основное внимание Джеймсу, поэтому они не удивились, когда он завел разговор о нем.

– Мне теперь нужна ваша помощь, – обратился ко всем Саймон. – Мы ведь никогда до этого не встречались с Джеймсом, и мне хотелось бы побольше узнать о нем. Можете рассказать мне что-нибудь, чего я не знаю? Все, что угодно, но главное – рассказывайте мне только о том, что у Джеймса хорошо получается, в чем он действительно молодец.

– Это сложно сказать, – быстро ответила мать, – потому что он все время меня провоцирует. Он путается у меня под ногами, спорит, не делает то, что я прошу, и все такое.

– Об этом тоже стоит поговорить, но все-таки вспомните, что у Джеймса хорошо получается, – настаивал Саймон. – Что-то совсем другое, не то, что он путается у вас под ногами или спорит. Может быть, что-то, что заставляет вас посмеяться?

– Ну, иногда он озорничает, но беззлобно, просто весело и остроумно.

– А, так значит, он может быть веселым и остроумным! И что случается, когда он так себя ведет?

– Мы все смеемся. И учителя в школе его любят.

– Это прекрасно, Джеймс! Учителя в школе тебя любят. Послушай, просто для того, чтобы помочь мне запомнить все вещи, которые у тебя хорошо получаются, можно, я запишу их?

Саймон записывал все, что ему говорили, и список успехов Джеймса все удлинялся. Карен рассказала, что Джеймс может прекрасно убраться в доме и свою комнату всегда содержит в порядке. Что удивительно, Джон, когда ему задали тот же вопрос, сказал, что Джеймс хорошо учится. Саймон был в замешательстве.

– Но мне говорили, что у него в школе одни проблемы. Это уже не так? – поинтересовался он.

– У него были проблемы в прошлом году, но теперь все гораздо лучше, – объяснила мать. – Все его учителя говорят, что он стал лучше учиться и меньше ссориться с другими ребятами.

Саймон повторил все записанные им хорошие качества Джеймса, не упустив ничего, а затем продолжил:

– Я хотел бы спросить всех вас, как семью, об одной последней вещи, которая удается Джеймсу. Есть что-то такое, что действительно выделяется на фоне всего того, о чем вы говорили?

– Поведение, – ответила мать. – Он действительно очень хорошо себя ведет.

– Поведение? – переспросил Саймон. – Значит, он особенно отличается поведением?

– Да, он в последнее время стал гораздо лучше. Я им горжусь. Его учителя говорят, что в школе он стал вести себя совершенно по-другому, и дома я тоже замечаю перемены.

– Итак, получается, что ты сильно изменился, как дома, так и в школе, – сказал Саймон Джеймсу. – Как тебе это удалось?

– Я просто больше не хочу проблем. Я хочу, чтобы мама была довольна.

– Значит, ты стараешься не попадать в неприятности. А что еще изменилось в школе?

– Когда другие ребята меня заводят, я просто ухожу и не вступаю с ними в конфликты.

– Значит, ты не ввязываешься в неприятности и не ссоришься ни с кем. Знаешь, что я скажу тебе, Джеймс: я бы хотел, чтобы ты был рядом со мной, когда я встречаюсь с другими детьми. Ты замечательно мыслишь.

После этого Саймон вновь обратился к матери:

– Чтобы мне было легче все это себе представить, попробуйте оценить поведение Джеймса по шкале от одного до десяти, где «10» будет означать, что Джеймс – идеальный ребенок, вообще без всяких проблем. Я знаю, что дети не бывают идеальными, но пусть наша «десятка» будет максимально приближена к этому. Противоположный конец шкалы – «единица», которая означает самое худшее поведение в мире, когда все плохо и у Джеймса сплошные проблемы.

Саймон нарисовал шкалу на листе бумаги и продолжил:

– Давайте представим себе поведение Джеймса в школе за предыдущий год. Где было бы его поведение на этой шкале?

– Я бы сказала, на «единице», – ответила мать.

– А теперь, если учесть все, в чем он хорош, например, его остроумие, хорошие отзывы о нем учителей, помощь по дому и то, что он делает что нужно и не ввязывается в ссоры, – как он сам сказал, «не желая больше проблем»?

Мама на несколько секунд задумалась, а потом сказала:

– «Шесть». Да, точно, «шесть». Он поднялся от «одного» до «шести», и я им очень горжусь.

– Да ну?! – изумился Саймон, поворачиваясь к Джеймсу. – То есть вы говорите мне, что всего за несколько месяцев ты поднялся от «единицы» до «шестерки»?! Это поразительное достижение!

Здесь Саймон решил наконец сказать о том, что должно быть какое-то умение, которым Джеймс мог бы овладеть, чтобы ситуация стала еще лучше.

– Сейчас поведение Джеймса на «шестерке», – сказал он, – и это просто фантастика. Мне интересно, а мог бы он сделать что-то, чтобы поднять его до «семи»? Это может быть все что угодно – необязательно что-то глобальное, просто что-то такое, что он мог бы еще изменить к лучшему.

– Ну, он мог бы перестать перебивать других в разговоре, – сказала мать. – Он все время поступает так дома, и учителя говорят, что в школе тоже.

– Вот видите, сразу возникла идея, что может помочь Джеймсу подняться от «шести» до «семи». А что он должен сделать, чтобы перестать перебивать людей?

– Просто этого не делать, не перебивать все время, – ответила мать.

– Иногда перестать что-то делать бывает очень трудно. Поэтому для Джеймса может быть полезным делать что-то другое вместо того, чтобы просто прекратить поступать, как раньше.

– Я не понимаю, что вы имеете в виду, – смущенно сказала мать.

Саймон объяснил Карен, что детям легче научиться делать что-то правильное, вместо того чтобы перестать делать что-то неправильное, и сказал:

– Давайте подумаем вместе: если проблема в перебивании собеседника, что может Джеймс научиться делать вместо этого, что могло бы помочь ему не перебивать?

– Он может лучше слушать, что говорит мама или рассказывает учитель, – сказал Джон.

– Значит, вместо того чтобы перебивать, он может научиться делать что? – переспросил Саймон у Джона.

– Лучше слушать, – ответил Джон.

– Это действительно очень, очень хорошая мысль! Вместо того чтобы перебивать, Джеймс может постараться лучше слушать собеседника и здесь, дома, и в школе. Что скажете, Карен?

– Да, он может постараться прислушиваться к другим, – согласилась Карен.

– Джеймс, а ты что об этом думаешь? Джон считает, что ты можешь лучше слушать, и твоя мама с этим согласна. Хочешь попробовать научиться лучше прислушиваться к тому, что говорят другие?

– Мне вообще не нравится перебивать, – объяснил Джеймс. – Я сам не знаю, почему я это делаю.

Саймон попытался убедить Джеймса в том, что вовсе не обязательно знать причину своего поведения. Главное – постараться научиться вести себя по-другому. Он сказал:

– Знаешь что, Джеймс? Мне кажется, нам и незачем знать, откуда это берется. Давай не будем мучиться, разбираясь, почему ты так поступаешь, а просто начнем учиться лучше слушать.

Джеймс согласился с ним. Затем нужно было дать этому навыку название.

– Знаешь, – начал объяснять Саймон, – если мы все время будем называть это обучением новому умению лучше слушать людей, это будет очень утомительно, так что, может быть, лучше дать этому навыку какое-нибудь крутое название? Ты можешь что-нибудь придумать, Джеймс?

Джеймс начал рассуждать вслух, перебирая разные варианты. Его мама и братья с сестрами тоже высказывали свои предложения. В конце концов Джеймс уверенно заявил, что хочет назвать этот навык «Умение "порше”». Нет смысла объяснять, что «порше» – это его любимая марка автомобиля и синоним настоящей «крутизны».

После этого настало время рассказать Джеймсу о существе силы.

– Джеймс, кроме крутого названия для своего умения ты должен теперь выбрать кого-то, кто будет помогать тебе освоить его. Это может быть кто угодно – например, супергерой, или животное вроде кошки или собаки, или даже вымышленное существо вроде дракона. Выбери существо, которое помогало бы тебе каким-нибудь образом.

Джеймсу было сложно придумать, что же за существо силы могло бы помочь ему. Карен попыталась внести несколько своих предложений, но Саймон хотел, чтобы Джеймс придумал это сам.

– Придумать себе существо силы и правда бывает очень сложно, – объяснил он. – Трудно выбрать кого-то одного из множества вариантов. В общем, если ты хочешь, чтобы это было не одно существо, такое тоже возможно, но есть один способ выбрать. Хочешь попробовать?

Джеймс кивнул.

– Хорошо, тогда просто закрой глаза, – начал Саймон, – и представь себе, что ты увяз в глубокой яме с грязью. Ты там уже очень давно, и тебе кажется, что выбраться невозможно – чем больше ты пытаешься, тем глубже увязаешь. Ты уже готов сдаться и остаться в этой яме навсегда, но тут вдалеке ты видишь что-то, приближающееся к тебе… Видишь, Джеймс? Оно все ближе и ближе, и ты понимаешь, что это твое существо силы идет тебе на помощь, чтобы вытащить тебя из грязи. Рассмотри его своим мысленным взором. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Это животное? У него есть ноги, и если есть, то сколько? О’кей, Джеймс, сейчас я скажу тебе открыть глаза, и как только ты это сделаешь, ты скажешь нам, кого ты увидел. Приготовься. Раз, два, три! Открой глаза и скажи нам, кто это был.



– Бык! – воскликнул Джеймс, открывая глаза.

– Бык?! Замечательно! Почему тебе пришло такое в голову?

– Не знаю, наверное, потому, что быки сильные.

– Мне кажется, могучий бык в качестве существа силы – это прекрасная идея. Можешь рассказать нам, какой он?

– А можно нарисовать? – спросил Джеймс.

Саймон дал ему бумагу, и Саймон нарисовал быка.

– Если хочешь, можешь дать ему имя, – предложил Саймон, когда Джеймс закончил. – Можешь назвать свое существо силы, как тебе хочется.

Джеймс немного подумал и решил, что он будет называть его «Бык Карен и Мартина» – по именам своих родителей. Саймон подумал, что для Джеймса особенно важным было включить таким образом в проект своего отца.

Чтобы поговорить с Джеймсом о преимуществах навыка, Саймон решил использовать идею машины времени.

– Мне кажется, Джеймс, что ты здорово придумал навык «порше» и быка. Но есть еще кое-что, о чем тебе надо подумать. Может, тебе это покажется немного странным, но это… – Саймон понизил голос, – …машина времени! Знаешь, что это такое?

– Это как Тардис? – спросил Джеймс, имея в виду популярную британскую детскую телепрограмму «Доктор Кто». В этой программе Тардис – это машина времени, которая выглядит как полицейская будка 1950-х гг. и позволяет доктору Кто перемещаться в прошлое или будущее.

– Ну да, что-то вроде того, – сказал Саймон, – но это твоя собственная машина времени. Она может переместить тебя, куда ты захочешь. Вначале давай отправимся на шесть недель вперед. Ты уже шесть недель осваиваешь навык «порше», и у тебя хорошо получается – и дома, и в школе. Ты больше никого не перебиваешь, а просто слушаешь, что говорят другие. И вот ты вышел из машины времени через шесть недель, и что же изменилось?

– Я никого не перебиваю? – спросил Джеймс.

– Да. И когда ты не перебиваешь, что ты вместо этого делаешь?

– Я ничего не говорю, когда говорит учительница или еще кто-то.

– Да, ты не разговариваешь, но если твой навык «порше» заработал, то что ты должен делать?

– Слушать на уроке.

– Если ты лучше слушаешь и не перебиваешь, что будут думать о тебе твои учителя?

– Они не будут сердиться на меня, и им не придется все время просить меня замолчать.

– Значит, они станут лучше к тебе относиться. А еще?

– Меня не будут выгонять из класса или отправлять к директору, и ребята не будут на меня злиться и все такое.

– Мне кажется, с навыком «порше» школа в будущем станет для тебя гораздо более приятным местом. Если это действительно так, как ты будешь относиться к школе?

– Мне будет больше там нравиться, и у меня появится больше друзей.

– Карен, а вы как думаете, что произойдет с Джеймсом в этой школе будущего с навыком «порше»?

– У него будут лучше оценки, и он не будет так раздражать учителей. Они и сейчас его любят, но полюбят еще больше.

Прежде чем встреча завершилась, Саймон решил еще поговорить о празднике.

– Джеймс, мне кажется, мы сегодня очень хорошо поговорили. Ты здорово придумал про навык «порше», и мне очень понравилась твоя картинка с быком. Я уже понял, что ты вполне способен научиться лучше слушать людей. Ведь ты сегодня прекрасно меня слушал и совершенно не перебивал. Как у тебя это получилось?

– Не знаю. Мне просто очень хочется научиться. Вот и все, – ответил Джеймс.

– Это все потому, что если он захочет, он все может, – добавила Карен.

– Слушай, Джеймс, а когда мы закончим нашу работу и ты овладеешь навыком «порше», может быть, устроим какой-нибудь праздник?

После этого Саймон обсудил с Джеймсом и Карен, каким этот праздник будет. Джеймс предлагал разные варианты, от семейного пикника до купания. В конце концов Карен пришла в голову хорошая идея.

– Есть кое-что, что мы всегда хотели сделать, но никогда еще не делали, правда, Джеймс? – сказала она.

Джеймс тут же кивнул, и Карен рассказал Саймону, в чем дело. Она объяснила, что Джеймс всегда очень хотел покататься на лошади, но еще ни разу не катался. Саймон сказал, что он знает одного хозяина конюшни, и предложил организовать для Джеймса катание. Джеймс хотел, чтобы и мать, и отец были там с ним и посмотрели, как он скачет на лошади. Мать пообещала, что обязательно пойдет с ним, но сказала, что отец должен будет остаться дома, чтобы присматривать за остальными детьми. Саймон предложил снять это событие на видео и записать на диск, чтобы папа мог потом посмотреть его.

Джеймс с огромной радостью согласился на предложение Саймона.

Карен придумала кое-что еще.

– Так как твой отец не сможет пойти, может быть, потом мы все вместе сходим пообедать? – предложила она.

– Давайте пойдем в «Макдоналдс»! – восторженно отозвался Джеймс.

– Давай, – согласилась Карен. – Но это будет не просто совместный обед. Если ты докажешь, что овладел своим умением, значит, мы можем ходить всей семьей куда угодно.

Саймон был готов завершить свой визит.

– Прежде чем уйти, – произнес он, – я хотел бы сказать, что очень впечатлен тем, как вы совместно работали. Я, незнакомый человек, пришел в ваш дом, чтобы поговорить о том, что у вас здесь происходит. Это могло бы быть трудно, потому что сегодня Мартин ушел, но вы прекрасно справились. Особенно меня поразило, как вы, Карен, помогли Джеймсу собрать воедино его проект и понять, как он может овладевать своим навыком «порше». Джеймс, мне действительно будет очень приятно продолжить общение с тобой. Мне очень понравилась твоя идея с навыком «порше», и мне кажется, ты прекрасно представляешь, как им овладеть. Давай встретимся как-нибудь еще раз и решим, что делать дальше.

Джеймс согласился, они назначили время следующей встречи. Также в конце этого визита было решено, что Саймон свяжется со школьным персоналом, расскажет учителям Джеймса о навыке «порше» и попросит их оказывать мальчику поддержку в овладении им. Наконец, Саймон тепло попрощался со всеми членами семьи.

После этой первой встречи Саймон несколько раз виделся с Джеймсом, они разыгрывали разные ситуации и оттачивали навык «порше». В школе Саймон рассказал о проекте Джеймса классному руководителю, его ассистенту и директору, и все они стали членами группы поддержки мальчика.

Когда Саймон вновь пришел в школу через несколько недель, классный руководитель и его ассистент были в полном восторге и рассказали об огромных переменах в поведении Джеймса. Они рассказали, что он стал очень внимательно слушать на уроках, не ссорится с другими детьми, и учить его – одно удовольствие. Благодаря достигнутым успехам ему поручили ответственное дело – следить за чистотой доски. А кроме того, он добровольно вызвался помогать девочке, у которой были проблемы с обучением. Сам Джеймс радостно сообщил Саймону, что не получил ни одного «синего билета» за плохое поведение за всю прошедшую неделю и даже заслужил серебряную медаль, которая дается за 30 «зеленых билетов» за примерное поведение.

Отец Джеймса продолжал пить, и дома не все было в порядке. Тем не менее он тоже хвалил Джеймса и говорил, что тот сильно изменился и стал совсем другим ребенком. В награду за это он записал Джеймса в местный клуб игры в крикет, и Джеймс впервые стал представителем своей школы на окружном матче.

Категория: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | Добавил: admin (20.01.2015)
Просмотров: 211 | Теги: методические разработки для детског, методисту детского сада, игротерапия, решаем психологические проблемы дет, Советы детского психолога | Рейтинг: 0.0/0
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования