ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
В разделе материалов: 71 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 » |
Освоение навыков – это пошаговая методика
помощи детям в овладении необходимыми умениями и преодолении
эмоциональных и поведенческих проблем. В этом процессе участвуют родные,
друзья и другие близкие ребенка.
|
Методика освоения навыков была разработана в
1990-е гг. мною и моим коллегой Тапани Ахолой – педагогами и
основателями Хельсинкского института краткосрочной психотерапии. Нам
помогали Сирпа Бирн и Туйя Тераава, педагоги специального образования из
Кеулы, дошкольного учреждения для детей с различными эмоциональными и
поведенческими расстройствами.
|
На методику освоения навыков повлияли многие
идеи, с которыми мы сталкивались за годы работы. Просто невозможно
представить полный список всевозможных источников нашего вдохновения, но
как минимум необходимо упомянуть работы Милтона Эриксона, Джея Хейли,
Инсу Ким Берг, Стива де Шейзера, Майкла Уайта и Дэвида Эпстона.
|
Освоение навыков – это методика работы с
детьми, состоящая из 15 важных компонентов, или ступеней, каждый из
которых заслуживает отдельного обсуждения. Вот краткое их описание.
|
Этот случай был рассказан норвежцем
Иваром Хаугом, который в своей компании SFO-net в Осло занимается
подготовкой и инспектированием сотрудников детских дошкольных
учреждений.
|
Этот случай рассказала Паайви
Саари-Веса. Она работает приходящим консультантом в детском дневном
центре города Нокиа в Финляндии. Эта история – о четырехлетнем мальчике,
который был головной болью для воспитателей из-за целого ряда проблем, в
особенности из-за своего категорического нежелания одеваться для того,
чтобы идти домой, когда родители приходили забирать его.
|
Райя Вайсанен – логопед из города Оулу,
что на севере Финляндии. Она консультирует работников школ и детских
садов по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и аутизмом.
|
Эту историю рассказала Эльза-Мария
Сверин, школьный консультант из шведского города Худиксвалль, которая
учила свою знакомую, как решить проблему мокрых штанишек у одного из ее
шестилетних сыновей-близнецов. Этот случай – хороший пример того, как
братья могут помогать друг другу в решении проблем.
|
Следующая история рассказана Сари Ремес,
медсестрой психиатрической специализации из Оулу. Сари познакомилась с
освоением навыков на тренинге по психотерапии и решила использовать
методику со своим семилетним сыном Эмилем, который много лет ужасно
боялся собак. Вот что у нее получилось.
|
Кен Беннет – пожарный из города
Голд-Кост, который расположен в австралийском штате Квинсленд. Он – один
из более чем 70 пожарных, которые проходили обучение и стали агентами
очень успешной программы под названием Fight Fire Fascination (FFF). Эта
программа рассчитана на детей и подростков, которые были замечены в
опасных играх с огнем.
|
Это история о восьмилетней девочке по
имени Кимико, с которой занималась Юка Самата, консультант одной из
частных школ Токио. Этот пример иллюстрирует многие из ступеней методики
освоения навыков.
|
Довольно часто после успешно проведенной
терапии поведенческие проблемы все-таки возвращаются. В таких случаях
полезно рассматривать достигнутые успехи как основу, на которой можно
построить следующий цикл терапии. Эту мысль подтверждает приведенная
ниже история.
|
Большинство специалистов, работающих с
детьми и их родителями, предпочитают встречаться с ними в привычной
обстановке своих кабинетов, где они имеют возможность лучше
контролировать ход встречи.
|
Эта история, рассказанная Райей
Вайсанен, служит иллюстрацией того, как можно использовать ступени
освоения навыков выборочно. У мальчика, о котором пойдет речь, было
сразу несколько проблем.
|
Эту историю нам рассказала Сусанна
Тулонен из финского города Аура. Она – дипломированная медсестра,
специализирующаяся на психиатрии. Сусанна использовала освоение навыков
для того, чтобы помочь своей дочери Пинье побороть необъяснимый страх
перед масками и париками.
|
Эта история рассказана Ионой Кистом –
семейным консультантом из Центра интенсивной психологической помощи
семье, который создан в голландском городе Дрент. Важная часть работы
Ионы – поддержка и консультирование людей у них на дому.
|
Райя Вайсанен, логопед с севера
Финляндии, предоставила этот краткий отчет о работе с 10-летним
мальчиком, которому был поставлен диагноз «общее расстройство развития».
|
Plantan – коррекционная школа в шведском
городе Худиксвалль. Это очень маленькое заведение, где учится в среднем
всего лишь шестеро детей, иногда – чуть больше, иногда – чуть меньше. |
Этот случай из практики, рассказанный
Сусанной Тулонен, иллюстрирует, как можно использовать освоение навыков,
чтобы помочь детям в преодолении фобий. Здесь показано, что методика
освоения навыков не вступает в противоречие с другими подходами, а
напротив, может использоваться совместно, например, с долговременной
индивидуальной психотерапией. |
В Хельсинкском институте краткосрочной
психотерапии подготовка специалистов базируется на наблюдении и участии в
беседах с клиентами, или «гостями» института. Такая практика считается
необходимой для обучения. |
Этот случай описан Каролиной Баумер из
Нидерландов. В своей компании BrandNewWay она занимается обучением
методике освоения навыков. Эта история опровергает широко
распространенное мнение о том, что такие творческие и игровые методы,
как освоение навыков, подходят только для решения мелких проблем, а
более тяжелые случаи требуют других форм лечения. |
Освоение навыков – это нейтральный
подход, который можно использовать в любой культурной и религиозной
среде. При применении в разных странах его основные ступени остаются без
изменений, в то время как проблемы и соответствующие решения могут
варьироваться. |
Жослин Пульо – учительница на пенсии из
канадского города Римуски. Она занимается частной практикой, применяя
методику освоения навыков. Жослин рассказала нам эту историю об
11-летней девочке, которая болезненно отреагировала на неожиданный
развод родителей. |
Каролин ван Мурик – педагог специального
образования в начальной школе De Bron, расположенной в голландском
городе Раамсдонксвеер. Каролин оказывает помощь учителям, которые
занимаются с детьми с особыми потребностями, обучающимися в обычной
школе. |
Сайя Ройне – детский и подростковый
психиатр. Она работает в психологическом центре в финском городе Куопио.
В своей работе Сайя часто сталкивается с детьми и подростками,
пристрастившимися к компьютерным и видеоиграм. |
Камилла Шелдберг, Стина Вилдир, Леннарт
Маттсон и Сесилия Джонсон – персонал маленькой спецшколы для детей с
особыми потребностями, расположенной в столице Швеции Стокгольме. |
Эту историю нам рассказала Каролина
Баумер из Нидерландов, директор BrandNewWay, института обучения методике
освоения навыков. Это описание ее работы с небольшой начальной школой,
которая называется Children’s Joy («Детская радость»). |
Эту историю нам рассказали Нил Каэр и
Барбара Робинсон, работающие по программе поддержки семей в маленьком
курортном городке Йеппун в Квинсленде, на восточном побережье Австралии. |
Светлана Тойтчер – учительница из Вены.
Она уже вышла на пенсию, но продолжает участвовать в жизни школы, где
преподавала раньше. После участия в семинаре по освоению навыков она
решила испробовать методику на 2-м «С» классе этой школы. |
Эту историю рассказала нам Надин
Калленс, которая работает консультантом в Центре помощи школам в
бельгийском городе Фландерс. Здесь описывается ее сотрудничество с
учительницей из средней школы, которая преподавала в классе для детей с
особыми потребностями и была обеспокоена поведением учеников. |
|
|
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ
|