Вода может стать как молоко – мальчик 10 лет - КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Вторник, 06.12.2016, 22:47
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ [39]
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ [32]
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА » КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Вода может стать как молоко – мальчик 10 лет

В Хельсинкском институте краткосрочной психотерапии подготовка специалистов базируется на наблюдении и участии в беседах с клиентами, или «гостями» института. Такая практика считается необходимой для обучения. Эта история – отчет о беседе с мальчиком, которому был диагностирован синдром Аспергера. В тот день родители не могли сопровождать его, и он пришел на прием со своей 22-летней сестрой Сарой. Родители посчитали, что ей тоже будет полезно присутствовать на этой консультации, так как она сама в бурном подростковом возрасте не раз проходила курсы терапии. Сара согласилась, сказав, что ей будет интересно узнать, как проходят практику эти странные люди – психотерапевты.

История иллюстрирует, как можно творчески переставить ступени освоения навыков в обратном порядке, вначале позволив ребенку обучить навыку кого-то другого. Терапевтом-преподавателем в данном случае был Тапани Ахола.

У Оливера в четырехлетнем возрасте был диагностирован синдром Аспергера. Среди прочего заболевание проявлялось в том, что мальчик был сверхчувствителен ко вкусам и запахам, а также ко всему холодному и горячему.

– Знаешь, Оливер, сегодня мы здесь, чтобы поговорить об освоении навыков, – начал разговор Тапани. – Это метод, который может помочь детям справиться с самыми разными трудностями.

– Да, я знаю, – сказал Оливер, которого уже подготовил к встрече практикант, пригласивший семью в институт.

– Если хочешь, мы можем попробовать позаниматься по этой методике с тобой и узнать что-то новое, и может быть, для тебя это тоже окажется полезно. Ты не против?

– Ну да, я за этим сюда и пришел, – ответил Оливер.

– Хорошо. Вначале нам нужно найти умение, которое ты будешь осваивать. Есть что-то такое, чему ты хотел бы научиться?

– Знаете, я пью очень много молока. На самом деле слишком много, – признался Оливер.

Это необычное пристрастие было у Оливера с раннего детства: как бы ему ни хотелось пить, он не пил ничего, кроме молока. Это доставляло его родителям неудобства. Ведь случалось так, что молока просто не было, особенно во время путешествий за границу.

– Почему ты хотел бы научиться пить что-нибудь, кроме молока? Зачем тебе это? Ведь молоко полезно! – задал Тапани вопрос с подвохом.

– Было бы хорошо, если бы я научился пить воду, особенно когда мы путешествуем по разным местам, где не всегда можно достать молоко, – объяснил Оливер в своей очаровательной, не по годам серьезной манере.

– Ну ладно, и как же можно назвать эту способность пить что-то, кроме молока?

– Я думаю, «питье воды», – ответил Оливер.

– Тебе правда нравится такое название, или ты предпочел бы придумать какое-нибудь другое? – уточнил Тапани.

– Питье воды. Так и назовем, – подтвердил Оливер.

– Ты ведь раньше уже овладевал самыми разными навыками, – сказал Тапани. – Можешь рассказать мне, что ты умеешь?

– Я умею дрессировать собак и работать с компьютером, – спокойно объяснил Оливер. – Знаете, что такое BSOD? – спросил он.

– BS… что? Никогда о таком не слышал! – сказал Тапани. – Расскажи мне!

– Это Blue Screen of Death – синий экран смерти. Это то, что вы видите, если программируете что-нибудь для Windows, допускаете ошибку и Windows ломается, – объяснил Оливер и начал рассказывать о разных приложениях для Windows, которые он писал вместе с другом.

– Ого! Ты и правда многое умеешь, – сказал Тапани. – И вообще, мне кажется, ты и воду пить тоже умеешь. Возможно, это умение просто где-то в тебе спрятано. Вот интересно, как бы мы могли его оттуда достать? Как ты научился писать программы для Windows?

– Я понемногу собирал информацию о программировании из Интернета.

– А с умением пить воду такой фокус не пройдет? Может быть, тоже стоит поискать информацию об этом в Интернете?

– Нет, я так не думаю. Мне кажется, я не найду ничего нужного для этого умения, просто погуглив слово «вода».

– Хочу сказать, что Оливер действительно прекрасно умеет искать информацию, – вмешалась его сестра Сара. – Он очень многое узнал о дрессировке собак из книг.

– Это правда? – спросил Тапани у Оливера.

Мальчик с достоинством кивнул.

– А вот интересно, как бы ты стал дрессировать или учить собаку пить воду, если бы она отказывалась это делать?

– Нужно было бы начать с того, чтобы заставить ее выпить хотя бы немного.

– Так, ну а если бы она выпила совсем чуть-чуть случайно или потому что очень хотела пить, что бы ты делал дальше?

Оливер просиял:

– Нужно было бы сразу же ее поощрить!

– Хорошо, значит, нужно поощрить. И как же? Как можно поощрить собаку?

– Ей можно просто сказать: «Молодец, хорошая собака», и погладить ее. А можно дать ей игрушку или что-нибудь вкусненькое. А когда собака снова выпьет воды, ее снова нужно будет поощрить.

– Оливер, ты действительно эксперт в этом деле. Я впечатлен. А теперь давай разберемся, как это работает на практике. Можешь показать нам, как ты пьешь воду, чтобы мы могли поощрить тебя?

– Почему бы и нет! Только дайте, пожалуйста, холодной воды.

– О’кей, сейчас тебе дадут немного холодной воды, и посмотрим, как работает этот метод.

Оливеру и Саре дали по стакану воды. Они чокнулись, и Оливер начал потихоньку отпивать из своего стакана, а все присутствующие как могли подбадривали его. Когда стакан опустел, он широко улыбнулся и сказал:

– А-а! Это было неплохо!

Сара похлопала брата по плечу.

– Молодец, – сказал Тапани. – Теперь давай немножко усложним задачу. Допустим, у меня такая же проблема, и мне тоже нужно научиться пить воду. Ты бы согласился мне помочь?

– Я могу вас научить, – сказал Оливер, пошел и принес полный стакан воды и тарелку с виноградом.

– Я совершенно не хочу пить воду, – сказал Тапани, изображая, что он ее просто ненавидит. – Она противная на вкус и мокрая.

– Но знаете, для вас будет очень полезно научиться пить воду, – начал с серьезным видом объяснять Оливер. – А что, если вы будете где-нибудь за границей, и вдруг вам очень захочется пить, а там не будет ничего, кроме воды? Возьмите этот стакан и представьте, что в нем жидкость, которую вы любите, а потом просто выпейте его. Можете закрыть глаза, если хотите. Когда выпьете этот стакан, сможете съесть виноград.

Тапани отпил чуть-чуть воды, и на его лице отразилось сомнение.

– Просто закройте глаза, вам это поможет, – подбадривал Тапани Оливер. – Давайте, вперед!

Тапани начал пить, а все участники семинара хвалили его и хлопали в ладоши. Когда он допил стакан, Оливер дал ему виноград с выражением одобрения на лице.

– У тебя получилось. Сработало, – сказал Тапани. – Но вода, которую ты пил, была холодной. А вот теплую ты, наверное, выпить не сможешь!

– Почему не смогу? Просто закрою глаза и выпью, – сказал Оливер.

– Тогда мы сейчас дадим тебе теплой воды, и ты покажешь нам, как это сделать, ладно?

Один из практикантов дал Оливеру стакан теплой воды. Он взял его и начал разглядывать, как будто размышляя над чем-то.

– Я даже не буду закрывать глаза, – через несколько секунд сказал он и выпил весь стакан почти залпом. Сделав это, он посмотрел на Тапани, вытер губы, победно улыбнулся и сказал:

– Ах, молоко!

Все радостно рассмеялись.

– Представь, что ты уйдешь отсюда и вдруг окажешься в ситуации, где тебе потребуется выпить воды. Откуда мы знаем, что твоя способность опять куда-нибудь не спрячется?

– Тогда просто кто-нибудь должен напомнить мне об освоении навыков и о том, как я был здесь. Тут много свидетелей!

– Договорились. Пусть в таком случае напоминанием для тебя будут слова «освоение навыков». Согласен?

– Освоение навыков. Да, пусть так и будет, – согласился Оливер.

– Оливер, знаешь, что значит «дай пять»? – спросил Тапани.

Оливер с улыбкой ударил по подставленной ладони Тапани в знак того, что их разговор подошел к концу.

Через две недели практикант, который пригласил Оливера на первую встречу, узнал от его родителей, что, когда мальчик вернулся домой, он с удовольствием демонстрировал всем свое новое умение, доказывая, что оно никуда не исчезло и не спряталось. Родители и братья с сестрами очень хвалили его.

С тех пор Оливер за столом обязательно пил воду, даже если семья обедала вне дома. Он все равно не любил теплую воду, но при необходимости мог выпить и ее. Родители были впечатлены результатом и стали использовать освоение навыков для решения других проблем, с которыми сталкивался Оливер.

Категория: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | Добавил: admin (20.01.2015)
Просмотров: 203 | Теги: методические разработки для детског, методисту детского сада, игротерапия, решаем психологические проблемы дет, Советы детского психолога | Рейтинг: 0.0/0
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования