Эту историю нам рассказала Каролина
Баумер из Нидерландов, директор BrandNewWay, института обучения методике
освоения навыков. Это описание ее работы с небольшой начальной школой,
которая называется Children’s Joy («Детская радость»). В ней обучается
примерно 250 детей, а находится она в небольшом городе на западе
Нидерландов. Район, в котором расположена школа, считается не самым
благополучным в социальном отношении. Количество учеников в ней сильно
сократилось, потому что многие семьи переехали в более процветающие
районы города, и с каждым годом в школу приходит все меньше и меньше
детей. Каролину пригласили в Children’s Joy, чтобы она рассказала
учителям о методике освоения навыков. Ранее они ничего не знали о ней,
но решили попробовать применить ее, хотя многие открыто выражали свое
скептическое отношение.
Разговаривая с педагогами, Каролина
обнаружила, что они разочарованы. Они жаловались на то, что ученикам не
хватает социальных навыков, они не умеют держать себя в руках и ведут
себя вызывающе, чтобы произвести впечатление на сверстников. Также
учителей волновало, что многие младшие школьники приходят по утрам в
школу самостоятельно, без сопровождения родителей или других взрослых.
Кое-кто из учителей называл эту школу «джунглями».
Оказалось, что больше всего учителей
тревожит то, что происходит в школе по утрам, когда дети собираются на
занятия, и в конце дня, когда они расходятся по домам. По их словам, в
это время кругом царит полнейший хаос. Старшие ученики, стремясь как
можно быстрее влететь в школу или вылететь на улицу, толкают и сбивают с
ног младших. Все орут, и очень часто можно слышать чей-нибудь плач.
При этом часто происходят несчастные
случаи. Недавно четырехлетнюю девочку прижали к стеклянной двери, и та
разбилась, хотя это стекло считалось безопасным. Девочка получила
травмы, и ее увезли на скорой помощи в больницу.
Утренний хаос был плох еще и тем, что создавал негативную атмосферу, которая сохранялась в школе на протяжении всего дня.
Учителя испробовали все, что только могли
придумать, для того чтобы решить эту проблему. Они ввели усиленный
надзор, применяли наказания, приказывали детям входить в школу и
выходить из нее построившись, но ничего не помогало. Им казалось, что 10
учителей – это слишком мало для 250 подвижных детей.
– Хорошо. Что мы можем с этим сделать? –
спросила Каролина. – Если хотите, можем разработать проект на основе
методики освоения навыков.
Было решено постараться задействовать в
проекте весь школьный персонал, чтобы сотрудники помогли детям научиться
входить и выходить из здания спокойно и тихо.
На следующий день всех учеников
проинформировали о плане и спросили, что они об этом думают. В классах
обсудили отрицательные последствия существующей модели поведения.
Учителям было рекомендовано вести обсуждение таким образом, чтобы не
привлекать чрезмерного внимания к проблеме, а вместо этого направлять
мысли детей на положительные результаты, которые принесет овладение
умением «входить и выходить из здания спокойно и тихо».
Дети смогли осознать разнообразные
положительные стороны этого, и обсуждение проходило в доброжелательном
тоне, живо и с юмором. В конце все согласились с тем, что цель достойна
того, чтобы к ней стремиться. Даже те ученики, которые отнеслись к идее с
большим сомнением, присоединились к большинству, когда речь зашла о
празднике, который можно будет организовать после того, как удастся
добиться желаемого результата. В свою очередь, положительная реакция
детей помогла убедить наиболее скептически настроенных учителей в том,
что этот план действительно может сработать.
В вестибюле повесили ящик для предложений
по поводу праздника. Каждый класс мог внести три предложения. Затем
листки бумаги, на которых эти предложения были изложены, прикрепили к
доске объявлений, чтобы все могли ознакомиться с ними. А в конце дня все
собрались, чтобы проголосовать за самый удачный вариант. Больше всего
голосов набрало предложение отвести для празднования с веселыми играми
целый день, пригласить родителей и принести с собой угощения,
характерные для кухни тех стран, откуда родом сами дети или их предки.
Детям понравилась идея познакомить всех со
своими корнями, приготовив вместе с родителями любимые блюда. Учителя
подумали, что родителям это даст возможность стать ближе к школе и в то
же самое время познакомить окружающих с национальными традициями своего
народа. Приятным сюрпризом для всех стало обещание директора
договориться с местной прессой о публикации материалов, посвященных
проекту.
Группа учеников внесла предложение
устроить репетицию, чтобы быть уверенными в том, что, когда проект будет
запущен, все пойдет, как задумано. Это предложение также было принято.
Некоторым учителям казалось, что одного
дня репетиций будет недостаточно и для того, чтобы закрепить желательное
поведение, нужна как минимум неделя. Многие также считали, что к самым
отъявленным нарушителям придется применять строгие меры.
Наступила среда – день репетиции. Из
местной газеты действительно прислали молодого журналиста и фотографа,
которые должны были сделать репортаж об этом историческом событии.
Учителя чувствовали, что многое могло бы быть и лучше, однако в целом
репетиция прошла вполне успешно.
Кроме того, ученикам удалось поддерживать
порядок при входе и выходе из школы все оставшиеся дни этой недели и всю
следующую. Если кто-нибудь забывал, о чем все договорились, ему
тактично напоминали об этом, а главное – о предстоящем празднике.
Три недели спустя в газете появилась
внушительная статья на полполосы, где рассказывалось о проекте и о том,
как все, включая родителей и местных торговцев, приняли участие в
организации великолепного праздника.
Через два года, когда Каролине довелось
вновь пообщаться с некоторыми из педагогов этой школы, она узнала, что
Children’s Joy объединили с другой, более крупной школой и дела у них
идут хорошо. Им удалось достичь больших успехов в вовлечении родителей в
школьную жизнь; а кроме того, благодаря статье в газете местные
чиновники обратили на школу внимание и увеличили ее финансирование.
Сейчас в ней почти 500 учеников. |