Светлана Тойтчер – учительница из Вены.
Она уже вышла на пенсию, но продолжает участвовать в жизни школы, где
преподавала раньше. После участия в семинаре по освоению навыков она
решила испробовать методику на 2-м «С» классе этой школы. В классе было
24 ученика, большинству из которых исполнилось 11 лет. Классная
руководительница предоставила Светлане возможность заниматься с ребятами
по часу в неделю в течение полутора месяцев.
Во время своей первой встречи с классом Светлана рассказала ребятам такую историю:
«Однажды я гуляла в лесу со своей собакой
Шейлой и совершенно неожиданно наткнулась на Альбуса Дамблдора, великого
волшебника из "Гарри Поттера”, с которым мы дружим. Мы стали обсуждать
ваш класс. Мы с Шейлой рассказали, что нас волнуют многочисленные
проблемы, связанные с этим классом, но Альбус объявил нам, что никаких
проблем на самом деле не существует, а чтобы стать самым лучшим классом,
ученикам нужно просто овладеть кое-какими умениями».
Шейла и Альбус стали «коллегами» Светланы в
реализации этого проекта. Они познакомили детей со всеми необходимыми
ступенями процесса и хвалили их за достижения.
Родители были проинформированы о проекте таким письмом:
В понедельник через две недели мы
планируем запустить небольшой проект под названием «Освоение навыков»
для улучшения атмосферы в классе. Наш лозунг: «Наш класс может стать еще
лучше!» Чтобы достичь этой цели, каждый ребенок должен выбрать для себя
какой-либо социальный навык, который ему необходимо усовершенствовать,
что должно положительно повлиять на класс в целом.
Вам, дорогие родители, в этом проекте
также отведена важная роль. Когда дети решат, над какими навыками они
будут работать, они попросят родных и друзей оказывать им поддержку. В
процессе реализации проекта дети будут обсуждать с членами группы
поддержки свои успехи и неудачи. Ваша главная задача как болельщиков и
союзников – хвалить ребенка за его достижения. Вы можете делать это,
говоря что-нибудь вроде «Ого, как я рад это слышать!», или «Как тебе это
удалось?!» или «Я так тобой горжусь!». Кроме этого, дети должны будут
рассказывать вам и о неудачах или о случаях, когда что-то не дается им
легко. В подобных ситуациях очень важно подумать, почему же такое
происходит. Но будет достаточно просто сказать что-нибудь ободряющее,
например: «Я уверен, что в следующий раз все получится!»
Благодарим за сотрудничество!
Кроме родителей для участия в проекте в
качестве «старших сестер и братьев» были приглашены ученики шестого
класса. Будучи в среднем на четыре года старше второклассников, они
должны были поддерживать и хвалить их по мере освоения навыков.
Всем ученикам были выданы личные рабочие
тетради по освоению навыков, куда они занесли названия умений, которыми
собирались овладеть. В число этих умений, выбранных детьми, вошли,
например, такие: быть более внимательным на уроках; более активно
участвовать в обсуждении на уроках; оказывать помощь одноклассникам;
научиться лучше общаться с мальчиками / девочками.
На еженедельных встречах ребята в своих
тетрадях рисовали животных, которые должны были помогать им в освоении
навыков, составляли списки тех, кто должен был их поддерживать,
описывали, как они будут тренировать свои умения, планировали действия в
случае неудач и, самое главное, фиксировали свои достижения.
Проект завершился праздником, на который дети пригласили своих родителей, братьев и сестер, а также «старших» из шестого класса.
Хотя не каждому удалось полностью освоить
свои навыки к моменту праздника, все добились значительного прогресса и
собирались продолжать обучение.
Через некоторое время после праздника
Светлана собрала отзывы учеников и классной руководительницы о проекте.
Вот некоторые из них.
Марко: «Я научился гораздо лучше общаться с девочками».
Сивания: «Мы намного больше узнали друг о друге, и я научилась лучше понимать окружающих».
Алекс: «Я стал лучше учиться, лучше общаться с товарищами, и мы стали больше помогать друг другу».
Карим: «Мне кажется, многие из нас достигли поставленной цели с помощью нашей учительницы. Я бы хотел сказать ей спасибо».
Андреа: «Мои оценки стали лучше. Я стала более уверенной в себе, активнее работаю в классе, и учителя мной довольны».
Филипп: «Мы многому научились. Мы теперь
гораздо лучше работаем и развлекаемся вместе. Мы стали добрее друг к
другу и почти не ссоримся».
Жасмин: «Мы работали вместе, и я лучше узнала своих одноклассников».
Нико: «Я поняла, что другие дети могут мне помочь».
Крис: «Некоторые из нас достигли своих целей. Я пока нет, но все равно это было очень интересно».
Сара: «Я научилась обсуждать с другими свои проблемы. Так мне стало намного легче, и я чувствую себя очень счастливой».
А классная руководительница так сформулировала для Светланы свои впечатления:
«Я с удовольствием обнаружила, что
большинство мальчиков, а главное – девочек восприняли проект очень
серьезно и участвовали в нем с большим энтузиазмом. Я наблюдала за тем,
как девочки постепенно стали более вдумчиво подходить к общению с
мальчиками, с которыми раньше они только ссорились. Сейчас все они
прекрасно общаются друг с другом, и атмосфера в классе стала очень
позитивной. Проект определенно сыграл главную роль в этих улучшениях».
Светлана также осталась очень довольна проектом и, рассказывая мне о нем, заметила:
«Меня поразило впечатление, которое
произвела на детей моя история, и то, насколько они оказались готовы
поверить в свои способности к овладению навыками. Им очень понравились
их рабочие тетради по освоению навыков. Многие весьма старательно
раскрашивали свои рисунки и проявили массу фантазии в придумывании имен и
изображении животных-покровителей. Проект был связан с тесной работой в
группе и общими дискуссиями, и я была удивлена, какую зрелость,
уверенность и творческий подход проявили многие из этих детей».
|