Американский журналист Боб Уоллес рассказал эту историю на одном из интернет-сайтов:
«Несколько лет назад меня заставили
посидеть один вечер с семилетней девочкой и двумя мальчишками – трех и
пяти лет. Поскольку одна из основных целей моей жизни – это лежать на
диване и представлять, как полуодетая дама кормит меня виноградом (как
сказал в одном фильме Боб Хоуп, "меня и раньше преследовали женщины, но
ни разу – в бодрствующем состоянии”), мне нужно было придумать, как
сделать так, чтобы эти дети оставили меня в покое.
Девочка была уже большой, так что с ней
проблем вроде бы не намечалось, а вот пацанята оказались в буквальном
смысле чудовищами. План А заключался в том, чтобы связать их, подвесить
вверх ногами в шкафу и сказать им, что они – летучие мыши-вампиры,
которые должны спать, пока родители не придут домой. Но я все-таки решил
не делать этого, потому что побоялся, что маленькие разбойники меня
сдадут.
Поэтому я начал бродить по дому в надежде
обнаружить что-нибудь для плана В. Сначала я нашел бейсбольную биту, но
подумал, что, учитывая непробиваемость мальчишеских голов, скорее она
треснет и развалится пополам. Зато потом я нашел нечто, что показалось
мне более полезным: доску на подставке и немного мела. Я поставил доску в
одной из комнат, посадил мальчишек перед ней, девочке дал мел и поручил
ей учить братьев азбуке.
К моему великому удивлению, мальчишки
утихомирились и заняли место перед доской, а девочка напустила на себя
«учительский вид». Это настолько меня заинтриговало, что я даже отложил
на время свои дамско-виноградные фантазии и стал наблюдать за ними.
Старшая сестра писала на доске буквы и заставляла братьев повторять, как
они называются. Ей это очень нравилось, и монстрам, как ни странно,
тоже».
В результате своих наблюдений Уоллес пришел
к выводу, что наши школы организованы неверно. Он решил, что дети
разного возраста не должны ходить в школы разных ступеней – начальную,
среднюю и старшую. Будет лучше, если все они начнут учиться вместе, и
тогда старшие школьники смогут учить младших. По мнению Уоллеса, если
дети разных возрастных групп будут тесно соседствовать, старшие начнут
принимать активное участие в образовании младших. А это благоприятно
скажется как на собственно образовании, так и на общем развитии
учащихся.
У детей существует врожденная потребность
учиться, но также им нужно и учить. Когда ребенок учит чему-то другого
ребенка – друга, брата или сестру, – он чувствует себя полезным и
значительным человеком. Если мы хотим, чтобы наши дети чему-то
научились, мы должны предоставить им возможность передавать свои знания
кому-то еще. Представьте себе, как будет здорово, если вы будете
спрашивать у своих детей, приходящих из школы, не «Что вы сегодня
проходили?», а «Кого вы сегодня учили?!»
* * *
Упражнение
Вспомните о каких-то трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться.
Теперь представьте себе, что вы – уже
пожилой, умудренный опытом человек и разговариваете по душам с ребенком,
например, вашим внуком или внучкой, который очень вас уважает.
Вы решаете рассказать ему о пережитом, надеясь, что он вынесет из этого какой-то ценный и полезный для себя урок.
Чему бы вы хотели научить ребенка на примере истории вашей жизни?
* * *
Круг почти завершен. Осталось только одно, о чем нам нужно еще поговорить: какое умение должно стать для ребенка следующим? |