Как правило, о ребенке говорят, что он
«пачкает штанишки», если он уже достаточно взрослый для того, чтобы
уметь ходить в туалет, однако по каким-то причинам отказывается делать
это. Такие дети обычно терпят до последнего, и в конце концов фекалии
оказываются у них в штанишках.
Боян Стахилов, психолог, работающий по методике освоения навыков в Болгарии, рассказал мне такую историю:
«Меня пригласили вести семинар по освоению
навыков в старинном болгарском городе Велико-Тырново. На таких
семинарах я обычно сталкиваюсь с реальными случаями из жизни. На этот
раз я познакомился с Даниэлой – психологом из ближайшей Детской деревни.
Это детский дом семейного типа для ребят, которые по каким-то причинам
остались без родителей. Даниэла пригласила на семинар девятилетнего
мальчика по имени Живко и его приемную мать.
Перед началом заседания я поприветствовал
Живко и его маму. Я узнал, что сам Живко не хочет присутствовать на
семинаре, так что мы договорились, что он побудет в соседнем кабинете и
займется рисованием мелками, которые его мама принесла с собой.
Когда мы все расселись, мать Живко
рассказала нам о том, что он не может контролировать себя и ходить в
туалет, когда это необходимо. Она сказала, что пока другие ее дети
ничего об этом не знают, но она боится того, что, если все откроется,
они начнут дразнить Живко и чураться его. Еще она сказала, что Живко
только недавно вошел в их семью. Он жил с ними вместе всего лишь семь
месяцев. Кроме Живко, у нее было еще четверо детей.
После этого я начал рассказывать об
освоении навыков, объясняя основные принципы нашей методики. Вскоре мы
уже обсуждали, каким умением нужно овладеть Живко для того, чтобы
справиться со своей проблемой, – это должно было быть умение вовремя
добираться до туалета. Мама перечислила различные очевидные
преимущества, которые такой навык дал бы как семье, так и самому Живко. В
первую очередь, обучение этому навыку дало бы Живко возможность играть с
другими детьми, вместо того чтобы скучать в одиночестве. Кроме того,
мама считала, что это умение серьезно повысит его самооценку и, может
быть, даже позволит ему занять место "вожака стаи”. Дополнительное
преимущество заключалось в том, что если Живко овладеет этим навыком, то
сможет вместе со всей семьей поехать на экскурсию в Италию, которая
была запланирована на следующий месяц. Когда мы заговорили о будущем
празднике, мать Живко сказала, что она готова устроить его для Живко уже
тогда, когда будет заметен какой-то прогресс, еще до полного избавления
от проблемы. Вся консультация заняла около часа и закончилась тем, что
все присутствующие пожелали Живко и его маме удачи».
Комментарий приемной матери Живко
«Когда Живко только попал в Детскую
деревню, я сразу заметила, что он пачкает свои штанишки. Вначале я
подумала, что это просто временная дурная привычка, которая пройдет,
когда он к нам привыкнет. Однако прошло полгода, Живко вполне освоился,
но эта проблема осталась. Я привела его к врачу, который обследовал
Живко и сказал, что со своей стороны никаких нарушений не видит. После
этого я обратилась к Даниэле – она работает в нашей деревне психологом.
Она предложила всем вместе поговорить с Бояном, который как раз должен
был проводить в городе семинар на тему решения детских проблем.
Мне хотелось, чтобы Живко сам побеседовал с
Бояном, но он отказался. Что мне было делать? Я решила хотя бы
поговорить с Бояном сама, и мы начали с разговора о том, что Живко
удается лучше всего, и о том, чему он уже научился. Мы поговорили об
адаптации Живко в нашей семейной группе, и я рассказала, что именно у
него хорошо получается. Встреча была короткой, но очень полезной для
меня. После этого мы продолжили работу с Даниэлой. Я сама довольно много
сделала. Я постоянно хвалила и подбадривала Живко – и к счастью, для
этого было достаточно поводов. У него у самого была весьма сильная
мотивация к овладению навыком, потому что ему по-настоящему хотелось
поехать с нами в Италию. Вскоре после встречи с Бояном Живко стал
пачкать штанишки все реже, и через четыре месяца проблема полностью
исчезла. Мне удалось помочь ему сохранить уверенность в себе и положение
среди детей, стараясь направлять и их внимание исключительно на его
успехи».
Комментарий Даниэлы, психолога Детской деревни
«Мать Живко пришла ко мне, чтобы
поговорить о неспособности мальчика вовремя ходить в туалет. Я сразу же
подумала о том, что можно пригласить Живко и его маму на семинар по
освоению навыков, чтобы всем вместе придумать, как решить эту проблему.
Консультация на семинаре оказалась очень удачной, и всем нам стало
понятно, что Живко на самом деле обладает массой способностей и
возможностей. Для меня эта встреча оказалась полезна тем, что я обрела
больше уверенности в себе для того, чтобы продолжать свою работу и
использовать в ней метод освоения навыков. Подход понравился и маме
Живко. Она восприняла его как приятную и интересную игру. Потом я
обнаружила, что и некоторые другие дети в этой семейной группе
"заразились” идеей освоения навыков.
Я несколько раз встречалась с Живко после
семинара – не в своем кабинете, где я обычно провожу беседы с детьми, а в
его собственной комнате. Это оказалось удачным решением. Во время наших
встреч мы сидели прямо на полу, разговаривали, рисовали, играли и много
смеялись.
Умение, которым Живко хотел овладеть,
заключалось в том, чтобы успевать дойти до туалета. Мне показалось
интересной его идея карты, на которой были бы показаны все туалеты в
нашей деревне. Потом мы рассчитали, каким из туалетов он должен
пользоваться в зависимости от того, где находится в тот момент, когда
почувствует, что "пора”. Живко начал делать успехи с первого же дня.
Даже при нашей первой встрече в его комнате он рассказал мне о том, что у
него уже получалось раньше. Когда мы занялись исследованием преимуществ
обучения этому навыку, его заинтересовала идея повесить на стену плакат
с описанием его проекта. Когда он овладел умением и проблема осталась в
прошлом, Живко попросил других детей из своей семьи помочь ему в
организации праздника, который состоялся в его 10-й день рождения».
Комментарий самого Живко
«Больше всего на свете я хотел вылечиться.
Но я думал, что это невозможно. А потом я спросил себя: "Я буду
продолжать делать все то же или я смогу с этим справиться?”
Даниэла спросила меня:
– Когда ты впервые понял, что это – проблема, которую ты сможешь преодолеть?
И я помню, что я ей ответил. Я сказал:
– Я понял это, когда начал обсуждать это с моей мамой.
Когда мы поехали на семинар, и я
встретился с Бояном, я стеснялся, но мне понравились плакаты, которые я
увидел там на стене. Я до сих пор помню название одного из них. Он
назывался "Вылечившийся сам”. Там была картинка мальчика с воздушными
шариками. Я тоже сделал для себя похожий плакат. Мне очень нравится
рисовать. Теперь все стало так, как в [популярной болгарской] песне "Я
пою сердцем”».
Комментарий Бояна Стахилова, консультанта
«Оглядываясь назад, мне хотелось бы
сказать, что я здесь почти ничего не сделал. Мне просто было любопытно,
смогут ли Даниэла и мать Живко найти пользу в методике освоения навыков.
Живко не хотел к нам присоединяться, но я не видел в этом проблемы.
Вместо того чтобы поговорить с ним, я поговорил с его матерью о том, что
она может сделать для того, чтобы помочь ему. За все, что происходило
после консультации, сказать спасибо нужно не мне, а остальным, в первую
очередь – самому Живко. Эта история в очередной раз подтвердила, как
важно иметь рядом тех, кто поддерживает тебя. Мне хотелось бы
поблагодарить Даниэлу, мать Живко и самого Живко за то, что они
разрешили мне рассказать об этом примере успешного применения метода
освоения навыков».
|