В группу поддержки обычно входят те люди,
которые хорошо знают ребенка, или те, кто ежедневно общается с ним.
Главные «болельщики» – это родители, но кроме них, в этой роли могут
выступать бабушки и дедушки, дяди и тети и все остальные взрослые из
окружения ребенка.
Взрослые могут эффективно поддерживать
ребенка, однако зачастую еще лучше ему помогают его сверстники – друзья,
одноклассники, братья и сестры, кузены и кузины. Поэтому очень важно
использовать любую возможность для того, чтобы включить в группу
поддержки не только взрослых, но и других детей. Если ребенок посещает
школу, где практикуется наставничество – то есть система, при которой
старшие ученики берут шефство над младшими, – то неплохо и их включить в
группу поддержки. Также в нее могут войти соседи, спортивные тренеры,
психологи и медики, работающие с ребенком.
Члены группы поддержки не обязательно
должны входить в непосредственное социальное окружение ребенка. Важную
роль могут играть далеко живущие родственники – даже если с ними в тот
момент, когда ребенок осваивает навык, не поддерживается контакт. Иногда
дети выражают желание включить в группу поддержки уже умерших людей.
Если ребенок недавно потерял кого-то из близких, возможно, стоит учесть и
его. Для ребенка включение в группу поддержки человека, которого уже
нет, выполняет две функции. Во-первых, это дает ему возможность выразить
свою скорбь, а во-вторых, такая поддержка может оказаться очень
эффективной. Для ребенка естественно представление о том, что даже если
человек умер, он все равно может откуда-то «сверху» помогать ему и
радоваться его успехам.
– Кого бы ты хотела видеть в своей группе поддержки, когда начнешь осваивать «навык принцессы»? – спрашивает мама у дочки.
– А что такое группа поддержки? – интересуется девочка.
– Это те люди, которые хотят, чтобы ты овладела «навыком принцессы», и готовы помочь тебе в этом.
– Я хочу, чтобы меня поддерживали ты и папа.
– Хорошо. Значит, напишем здесь, на плакате, «мама» и «папа». А кто еще?
– А можно записать дедушку и бабушку?
– Конечно, дорогая, ты можешь попросить
бабушку поддержать тебя. Я уверена, что она очень захочет помочь тебе
освоить «навык принцессы». А дедушка уже на небесах, но мне кажется, он
тоже был бы рад помочь тебе. Так что давай запишем «бабушка» и
«дедушка». Ты хочешь, чтобы тебе помогал кто-нибудь еще? Ты же очень
любишь свою крестную. Может быть, мы включим и ее?
Дети, в отличие от взрослых, не
воспринимают смерть как нечто окончательное. Они думают, что умершие
продолжают существовать где-то в другом мире. Поэтому для ребенка вполне
естественно считать, что, даже если человек умер, это вовсе не мешает
ему выступать в качестве помощника для живых.
Если родители ребенка не живут вместе, и
один из них решает использовать для решения проблем ребенка метод
освоения навыков, это может быть крайне важно – включить в процесс и
другого родителя. Объединившись для того, чтобы помочь ребенку овладеть
навыком, такие родители могут избежать взаимных обвинений в детских
проблемах и стать партнерами в деле поддержки сына или дочки. В
приведенном ниже примере я проиллюстрирую эту мысль.
У разведенных родителей 12-летней Тины была
привычка обвинять друг друга во всех ее проблемах. Такое нередко
встречается. Мама решила предпринять что-то, что могло бы изменить
поведение Тины, однако боялась, что все, о чем бы они ни договорились с
дочерью, будет совершенно бесполезным, если они не получат поддержки
отца.
После того, как они с Тиной разработали план действий, мать позвонила отцу девочки и сказала:
– Ты знаешь, что у Тины есть привычка орать
на меня и все время со мной спорить. Сегодня мы откровенно поговорили
об этой ее проблеме и решили, что она начнет учиться разговаривать со
мной уважительно. Она сама назвала такую способность «остыванием» и
сказала, что хотела бы заручиться и твоей поддержкой. Что ты на это
скажешь? Ты согласен на это ради нее?
Отец был удивлен, потому что давно привык, что мать Тины обвиняет его, а не просит помощи в разрешении проблем дочери.
– Ладно, – ответил он, – и как я должен ее поддерживать?
– Ты просто должен будешь сказать ей что-то
такое, чтобы она поняла, что ты считаешь обучение искусству «остывания»
прекрасной идеей, – ответила мать. – А еще ты можешь проявить интерес к
ее записям в рабочей тетради. Сам знаешь, твое мнение для нее очень
важно, и я думаю, что твоя поддержка ей очень поможет.
Работа по методике освоения навыков влияет
не только на детей, но и на взрослых, которые о них заботятся. Одно из
главных ее преимуществ заключается в том, что она приводит взрослых,
которые воспитывают ребенка, к сотрудничеству.
|