Признание заслуг других людей – это не
просто формальность, это один из самых важных шагов в методике освоения
навыков. Это дает ребенку возможность испытать чувство благодарности. В
то же время это приносит радость всем, кто оказывал ребенку поддержку,
давая им ощущение того, что они сделали что-то стоящее, что-то
действительно полезное для ребенка.
Чувство благодарности и особенно его
выражение – одно из важнейших социальных умений. Чтобы добиться в жизни
успеха, всем нам нужна поддержка и помощь окружающих. Способность
испытывать и высказывать благодарность повышает наши шансы на то, что мы
будем получать помощь и поддержку других в будущем, а это, в свою
очередь, наверняка поможет нам добиваться успеха во всем, чем бы мы ни
решили заняться.
Когда ребенок благодарит тех, кто его
поддерживал, признает их вклад в его успехи, это влияет на людей
положительно. Можете представить себе, как приятно, когда ребенок
благодарит вас за оказанную помощь. Заслуженная благодарность заставляет
вас почувствовать, что ваши старания не были напрасны, и порождает в
вас желание и в дальнейшем помогать ребенку. Если мы хотим, чтобы наши
дети понимали, как окружающие поддерживают их на жизненном пути, и умели
признавать их вклад, мы должны учить их этому, чтобы для них это
превратилось в привычку.
Всем, кто работает с детьми, нужно время от
времени слышать, что их работа дает результаты, помогает детям
радоваться и обретать уверенность в себе. В конце концов, что может быть
приятнее, чем искренняя благодарность ребенка, которому вы помогли
овладеть ценным и нужным навыком?!
* * *
Упражнение
Представьте себя у райских врат. Вы только
что умерли и собираетесь попасть на небеса. Страж у ворот говорит вам,
что, прежде чем вы сможете войти, вам придется ответить на два вопроса.
Первый вопрос: «Чему вы научились за свою жизнь?»
Представьте, как вы подробно объясняете стражу, чему научились, а он одобрительно кивает.
Второй вопрос таков: «Кто и как помогал вам научиться всему этому?»
Что вы ответите?
* * *
Вы можете подумать, что процесс обучения
новому навыку заканчивается, когда ребенок освоил его, отпраздновал
успех и отблагодарил всех, кто ему помогал. Но в методике освоения
навыков это не так. Процесс можно считать завершенным только после того,
как ребенок преодолеет еще две ступени: ступень передачи навыка кому-то
другому и ступень начала обучения новому навыку.
|