Поддерживайте в ребенке желание поделиться своим умением с другими детьми и помогайте ему в этом.
Лучший способ научиться чему-то – это научить этому кого-нибудь другого.
Несколько лет назад я был в США на
международном конгрессе по психотерапии. Один из докладчиков, доктор
Терри Тофойя, американский психолог и целитель, рассказал поучительную
легенду, которая произвела на меня большое впечатление. Героиня этой
истории – индейская девушка, несчастная Айяеш, на которую жители ее
деревни смотрели свысока, потому что она не сделала ни для кого из них
ничего полезного.
Несчастная Айяеш покинула деревню и
отправилась в дикие места. Там она повстречала разных животных, и они
научили ее тому, что могло потом оказаться полезным для жителей ее
деревни. Например, когда Айяеш повстречалась со змеей, та научила ее
прясть красивые узоры, такие, как на ее спине; а когда Айяеш встретила
сову, та научила ее, как делать узоры в виде совиных глаз.
Когда после долгих странствий по диким
местам Айяеш вернулась в селение, она удивила односельчан тем, что могла
прясть самые красивые узоры, какие они только видели в жизни.
Здесь доктор Тофойя перестал стучать в свой барабан и спросил у аудитории:
– Как вы считаете, на этом история закончилась?
И тут же сам ответил на свой вопрос:
– Обычно люди, воспитанные в традициях
Западной цивилизации, думают, что легенда должна закончиться так: Айяеш
вернулась в деревню, научившись делать красивые узоры на ткани. Но
согласно нашей, индейской, традиции, это еще совсем не конец.
Сказав это, доктор Тофойя опять застучал в
барабан и рассказал нам окончание истории. В конце Айяеш попросили
обучить тому, чему она научилась сама, других жителей деревни, чтобы все
они могли делать то же, что и она. В традиции американских индейцев,
точно так же, как и во многих других культурах на Земле, обучение – это
цикл, начинающийся с невежества, продолжающийся учебой и заканчивающийся
только тогда, когда научившийся передает знание остальным членам
племени. Чтобы что-то уметь, недостаточно просто знать, как это
делается. Ты должен быть способен научить этому и других.
У Стэна была дурная привычка отвлекаться во
время еды. Он часто вставал из-за стола, чтобы заняться чем-то другим, и
мешал есть всем остальным. С помощью методики освоения навыков он
научился вести себя за едой спокойно и перешел к освоению другого
навыка. Когда он замечал, что кто-то еще за столом начинает отвлекаться,
он тут же вмешивался:
– Ты же знаешь, что так нельзя! Лучше сначала доешь все, а потом можешь идти играть!
Учитель тоже учится
Передача своих умений другим полезна для
окружающих, но она полезна и для того, кто занимается таким обучением.
Хорошо известно, что один из самых действенных способов что-то выучить –
объяснить это кому-то другому. Поэтому, согласно методике освоения
навыков, детям нужно создавать возможности для передачи своих умений
другим. Благодаря этому умение закрепляется, и вероятность ошибок или
временного отката назад существенно снижается.
Карен научилась успокаиваться и ложиться
спать после обеда и уже овладевала следующим умением. Когда дети
отправились на послеобеденный отдых, и воспитательница стала читать им
сказку перед сном, Дэн, который был на год младше Карен, начал
баловаться и пытаться вовлечь в это и других детей. Карен посмотрела на
воспитательницу и сказала:
– Помните, я раньше была такой же?
Потом она повернулась к мальчику, который не хотел укладываться, и сказала:
– Послушай, тебе просто надо лечь вот так: вытяни руки по бокам, смотри в потолок и расслабься. Это просто. У тебя получится.
Мальчик удивленно посмотрел на Карен и сделал так, как она сказала.
Признание создает хорошую репутацию и повышает ожидания
Когда ребенок благодарит окружающих за
помощь, это положительно влияет на его репутацию. Если у ребенка есть
проблемы, особенно поведенческие, его репутация страдает, его начинают
критически обсуждать в школе, среди соседей и знакомых. Когда проблемы
преобразуются в умения, и об этом узнают окружающие, их отношение к
ребенку меняется. Его начинают воспринимать не как «ребенка с такими-то
проблемами», а как «ребенка, который учится делать то-то». А это очень
большая разница. И когда все узнают о том, что ребенок прошел курс
обучения навыку, его репутация становится лучше. Однако полностью она
восстанавливается только после того, как люди узнают о том, что ребенок
не просто преодолел свои трудности, но и научил этому кого-то другого.
|