Поддерживайте в ребенке желание поделиться своим умением с другими детьми и помогайте ему в этом. 
  Лучший способ научиться чему-то – это научить этому кого-нибудь другого. 
 Несколько лет назад я был в США на 
международном конгрессе по психотерапии. Один из докладчиков, доктор 
Терри Тофойя, американский психолог и целитель, рассказал поучительную 
легенду, которая произвела на меня большое впечатление. Героиня этой 
истории – индейская девушка, несчастная Айяеш, на которую жители ее 
деревни смотрели свысока, потому что она не сделала ни для кого из них 
ничего полезного. 
 Несчастная Айяеш покинула деревню и 
отправилась в дикие места. Там она повстречала разных животных, и они 
научили ее тому, что могло потом оказаться полезным для жителей ее 
деревни. Например, когда Айяеш повстречалась со змеей, та научила ее 
прясть красивые узоры, такие, как на ее спине; а когда Айяеш встретила 
сову, та научила ее, как делать узоры в виде совиных глаз. 
 Когда после долгих странствий по диким 
местам Айяеш вернулась в селение, она удивила односельчан тем, что могла
 прясть самые красивые узоры, какие они только видели в жизни. 
 Здесь доктор Тофойя перестал стучать в свой барабан и спросил у аудитории: 
 – Как вы считаете, на этом история закончилась? 
 И тут же сам ответил на свой вопрос: 
 – Обычно люди, воспитанные в традициях 
Западной цивилизации, думают, что легенда должна закончиться так: Айяеш 
вернулась в деревню, научившись делать красивые узоры на ткани. Но 
согласно нашей, индейской, традиции, это еще совсем не конец. 
 Сказав это, доктор Тофойя опять застучал в 
барабан и рассказал нам окончание истории. В конце Айяеш попросили 
обучить тому, чему она научилась сама, других жителей деревни, чтобы все
 они могли делать то же, что и она. В традиции американских индейцев, 
точно так же, как и во многих других культурах на Земле, обучение – это 
цикл, начинающийся с невежества, продолжающийся учебой и заканчивающийся
 только тогда, когда научившийся передает знание остальным членам 
племени. Чтобы что-то уметь, недостаточно просто знать, как это 
делается. Ты должен быть способен научить этому и других. 
 У Стэна была дурная привычка отвлекаться во
 время еды. Он часто вставал из-за стола, чтобы заняться чем-то другим, и
 мешал есть всем остальным. С помощью методики освоения навыков он 
научился вести себя за едой спокойно и перешел к освоению другого 
навыка. Когда он замечал, что кто-то еще за столом начинает отвлекаться,
 он тут же вмешивался: 
 – Ты же знаешь, что так нельзя! Лучше сначала доешь все, а потом можешь идти играть! 
 Учитель тоже учится
 Передача своих умений другим полезна для 
окружающих, но она полезна и для того, кто занимается таким обучением. 
Хорошо известно, что один из самых действенных способов что-то выучить –
 объяснить это кому-то другому. Поэтому, согласно методике освоения 
навыков, детям нужно создавать возможности для передачи своих умений 
другим. Благодаря этому умение закрепляется, и вероятность ошибок или 
временного отката назад существенно снижается. 
 Карен научилась успокаиваться и ложиться 
спать после обеда и уже овладевала следующим умением. Когда дети 
отправились на послеобеденный отдых, и воспитательница стала читать им 
сказку перед сном, Дэн, который был на год младше Карен, начал 
баловаться и пытаться вовлечь в это и других детей. Карен посмотрела на 
воспитательницу и сказала: 
 – Помните, я раньше была такой же? 
 Потом она повернулась к мальчику, который не хотел укладываться, и сказала: 
 – Послушай, тебе просто надо лечь вот так: вытяни руки по бокам, смотри в потолок и расслабься. Это просто. У тебя получится. 
 Мальчик удивленно посмотрел на Карен и сделал так, как она сказала. 
 Признание создает хорошую репутацию и повышает ожидания
 Когда ребенок благодарит окружающих за 
помощь, это положительно влияет на его репутацию. Если у ребенка есть 
проблемы, особенно поведенческие, его репутация страдает, его начинают 
критически обсуждать в школе, среди соседей и знакомых. Когда проблемы 
преобразуются в умения, и об этом узнают окружающие, их отношение к 
ребенку меняется. Его начинают воспринимать не как «ребенка с такими-то 
проблемами», а как «ребенка, который учится делать то-то». А это очень 
большая разница. И когда все узнают о том, что ребенок прошел курс 
обучения навыку, его репутация становится лучше. Однако полностью она 
восстанавливается только после того, как люди узнают о том, что ребенок 
не просто преодолел свои трудности, но и научил этому кого-то другого. 
		
	  |