Если вы открыли эту страницу только после
того, как прочитали всю книгу, это значит, что вы уже хорошо знакомы с
15 ступенями методики освоения навыков и знаете, как можно применять их
для разрешения самых разных детских проблем. Давайте подытожим все, чему
вы научились.
• Методика освоения навыков – это
образовательный инструмент и способ решения проблем, используя который
вы можете помогать детям в преодолении трудностей. Наш подход основан на
идее о том, что дети должны принимать активное участие в овладении
умениями, которые нужны им для того, чтобы справиться с существующими
проблемами.
• Чтобы воспользоваться этой методикой, вы
в первую очередь должны найти умение или способность, овладение которой
даст ребенку возможность разрешить проблему.
• Затем вы должны договориться с ребенком о
том, что он начнет учиться определенному навыку, и убедиться в том, что
он понимает, как это будет выглядеть на практике.
• Чтобы ребенок по-настоящему был
заинтересован в освоении навыка, вы должны помочь ему осознать те
преимущества, которые это сулит и ему, и окружающим. Мотивацию ребенка
можно усилить, заранее спланировав вместе с ним праздник, которым будет
отмечен его успех в овладении навыком.
• Чтобы приступить к тренировкам навыка,
ребенок должен обрести уверенность в том, что он сумеет добиться успеха.
В ваших силах помочь ему в этом – посоветуйте ребенку выбрать существо
силы, которое будет помогать ему в обучении, и набрать команду
«болельщиков», а также объясните, почему вы и окружающие уверены в том,
что у него все получится.
• Чтобы ребенку хватило мотивации и
энергии для тренировки умения, вы должны обеспечить ему удовольствие от
тренировок, поощряя его и гарантируя положительную обратную связь в
ответ на любые признаки прогресса.
• Чтобы возможные ошибки и «шаги назад» не
подорвали уверенность ребенка в своих силах, вы должны заранее
подготовить его к такой возможности и позволить ему самому решить, как
другие люди должны будут помогать ему в том случае, если он временно
забудет об осваиваемом навыке.
• Новое умение нужно постоянно
подкреплять, чтобы оно превратилось в привычку, а не было всего лишь
чем-то таким, что человек делает только тогда, когда об этом вспоминает.
Поэтому ребенку надо помочь организовать праздник в честь освоения
навыка и дать ему возможность поблагодарить всех, кто так или иначе
помогал ему в процессе обучения. Кроме того, полезно предоставить
ребенку возможность передать свое умение другим и только потом перейти к
освоению следующего нужного навыка.
• Освоение навыков – это метод, который
позволяет помогать детям преодолевать их проблемы и овладевать новыми
умениями. Однако положительный эффект от применения этой методики не
исчерпывается влиянием на одного лишь ребенка – меняется и среда, в
которой он живет. Когда близкие ему люди объединяют свои силы для того,
чтобы помочь ему овладеть важным навыком, это укрепляет их
взаимоотношения с ребенком.
Разного
рода трудности, проблемы и неприятности – неотъемлемая часть жизни
ребенка. То, как мы воспринимаем эти проблемы и как стараемся решать их,
влияет не только на наше личное благополучие, но и на благополучие
наших детей.
Если мы считаем детские проблемы
раздражающим фактором и подходим к ним, как к чему-то такому, чего
следует стесняться, обсуждаем их только за закрытыми дверями и
перекладываем их решение исключительно на плечи специалистов, то, скорее
всего, мы будем чувствовать себя некомпетентными и неспособными помочь
собственным детям. А дети, в свою очередь, будут убеждены в том, что с
ними что-то не так, – и они ничего не могут сделать с этим.
Если же, напротив, мы рассматриваем
проблемы наших детей с точки зрения умений, которыми они должны
овладеть, то обретаем веру в себя. Именно мы – родители, воспитатели и
учителя – должны дать ребенку знание о том, что проблемы – это часть
нашей жизни, а справиться с ними проще всего тогда, когда люди помогают
друг другу. |