На сегодняшний день одна из наиболее
типичных проблем у детей, посещающих школы или детские сады, – это так
называемая проблема социального поведения, или отсутствие социальных
навыков. Чтобы преодолеть подобные проблемы, детям нужно учиться играть и
общаться с другими детьми и взрослыми. В наши дни социальные навыки в
большинстве школ и детских садов занимают едва ли не первое место в
списке образовательных целей. Обучение навыкам общественного поведения
входит в учебные планы, но многие дети нуждаются и в персональных
программах тренинга социальных навыков. И здесь наш метод может
оказаться полезен.
Альфред Браттеруд из Осло, воспитатель группы продленного дня для школьников, рассказывает следующую историю:
«Андерс был гиперактивным ребенком, он
очень часто начинал злиться на других детей, так что они отказывались
играть с ним. Мы с коллегами решили найти для Андерса умение, которым он
мог бы овладеть для того, чтобы справиться со своей проблемой. Мы
пришли к выводу, что ему нужно научиться разговаривать и вести себя
спокойно. Я подошел к Андерсу и рассказал ему, чему, на наш взгляд, он
должен научиться. Он со мной полностью согласился. Он и сам считал, что
ему необходимо научиться вести себя мирно. Затем я спросил у Андерса,
кого бы он взял себе в тайные помощники. Он назвал имена четырех
мальчиков, которые тоже посещали наш центр.
На следующий день я подошел к этим
мальчикам и спросил их, хотели бы они помочь ему? К моему удивлению
оказалось, что Андерс уже спросил их об этом вчера и они согласились.
Мне показалось, они гордятся тем, что Андерс выбрал их в качестве тайных
помощников. Ребята уже начали строить планы относительно того, как они
могут помочь Андерсу научиться вести себя спокойнее.
Спустя пару дней один из помощников
Андерса подошел ко мне и шепнул на ухо, что они – все пятеро –
приступили к обучению спокойному поведению на практике. Он особо
отметил, что это секрет и никому нельзя об этом рассказывать. Иными
словами, в нашей группе продленного дня появилась команда из пяти
мальчишек, которые тайно практиковали спокойное поведение.
Прошло немного времени, и Андерс подбежал ко мне и гордо объявил:
– Теперь я знаю, что это работает!
– Что работает, Андерс? – удивленно спросил я.
– Когда я спокойно попросил старших ребят
поделиться со мной их выпускными карточками, я получил их целую кучу!
Вот – смотри сам!
И с этими словами Андерс с сияющим лицом достал из кармана целых 73 карточки!
Кстати, такие карточки – это наша
норвежская традиция. Каждый год, в мае, когда старшеклассники оканчивают
школу, у них бывает большой и шумный праздник, на котором они раздают
"выпускные карточки” – нечто вроде визиток. На них есть имя выпускника,
его фотография, а кроме того написано что-нибудь забавное, обычно с
двойным смыслом. Выпускники разъезжают по городу на больших
разукрашенных грузовиках и меняются карточками друг с другом или раздают
их младшим школьникам, которые стараются собрать их как можно больше.
Правда, на самом деле выпускников обычно
раздражают толпы детишек, которые с воплями окружают их, прося
поделиться карточками. Но Андерс поступил иначе. Он не стал вопить, как
остальные, а спокойно попросил у ребят карточки. Ему удалось применить
свое умение вне нашей группы продленного дня, и он осознал, что учиться
этому действительно полезно.
Впервые за семь лет своей жизни Андерс
приобрел среди ровесников друзей, которые искренне желали ему успеха и
старались помочь ему в освоении необходимого умения. Мальчишки вместе
придумали целую систему тайных знаков и планировали, как сделать жизнь
лучше и веселее. Неудивительно, что Андерс сиял от счастья.
Сейчас прошло уже больше года с тех пор,
как мы с Андерсом начали занятия по методике освоения навыков. Он уже
перешел во второй класс. Он стал спокойным ребенком, а его учителя
говорят, что он прекрасно справляется с учебой».
|