Рассказывайте людям, чему обучается ваш ребенок.
Окружающие могут оказывать ребенку поддержку в обучении, только если они знают, чему он учится.
Под «рекламной кампанией» в данном случае
подразумевается, что вы должны сообщать людям о том, какой навык
осваивает ваш ребенок. Ведь когда окружающие узнают о том, что ребенок
чему-то учится, они смогут подбадривать его и помогать ему.
Шестилетний Энди был очень яркой личностью,
но у него не было друзей, и он всегда играл один, избегая контактов с
другими детьми. В школе, в которую он пошел, все осваивали какие-нибудь
навыки. Естественно, Энди нужно было овладеть умением играть с другими
детьми. У каждого ребенка в классе был свой плакат, на котором был
описан нужный ему навык. Мама одного из одноклассников Энди, увидев его
плакат, подошла к его маме и предложила Энди прийти поиграть с ее сыном,
который часто оставался в одиночестве и нуждался в товарище для игр.
Без «рекламной кампании» такая возможность, может, и не представилась
бы.
Гораздо проще говорить о нужных навыках, чем о проблемах
Дети обычно не любят, когда об их проблемах
говорят прилюдно. Им представляется, что если у них есть проблемы,
значит, с ними что-то не так, и они этого стыдятся. Однако все меняется,
если говорить с ребенком об умениях, которыми он должен овладеть. С
умениями не связано никаких обидных ярлыков. Дети понимают, что всем
необходимо чему-то учиться, и если ты осваиваешь какой-то навык, это
вовсе не значит, что с тобой что-то не так. Получается, дети даже
гордятся тем, что учатся каким-то умениям.
То, что верно в отношении детей, верно и в
отношении их родителей. Они тоже предпочитают говорить об умениях, а не о
проблемах, от которых страдает ребенок. Это совершенно неудивительно,
если учесть, что в нашем обществе принято винить в детских проблемах
исключительно родителей.
Много лет назад я работал педиатром в
сельской клинике, и ко мне на прием пришла мать с шестилетней дочкой.
Пока женщина пыталась объяснить мне, в чем заключалась проблема ее дочки
– а она пачкала штанишки, – девочка пыталась заставить ее замолчать,
закрывая ей рот ладошкой, – настолько ей было стыдно. Для ребенка
ситуация была бы гораздо проще, если бы я знал тогда, как перевести
разговор о проблеме в обсуждение навыка, который девочке надо было
освоить.
Через несколько лет, на практическом семинаре, я познакомился с девочкой того же возраста, у которой была та же самая проблема.
Натали тоже пачкала штанишки. Пока ее мать
объясняла мне, в чем дело, девочка смотрела в пол. Как только я понял, о
чем идет речь, я перевел разговор с проблемы на навык, которым нужно
было овладеть Натали.
– Бывает ли, что Натали может сдержаться, пока не дойдет до туалета? – спросил я.
– О да, – ответила мать. – Только недавно
она целых две недели подряд прекрасно пользовалась туалетом и ни разу не
испачкала штанишки. Но теперь эта проблема опять возникла.
Я обратился к Натали:
– Да ну?! Правда? Ты правда ходила в туалет целых две недели подряд? Хочу тебе сказать, ты молодец! Как это у тебя получилось?
Натали подняла глаза и прошептала что-то на ухо матери.
– Вы можете сказать мне, что она сказала вам? – спросил я у матери.
– Натали сказала, что она не знает, как у нее это получилось, – ответила она.
Я посмотрел на Натали и сказал:
– Знаешь, что? Кажется, я понял. Я понял, почему у тебя так долго получалось ходить в туалет. Хочешь, я скажу тебе?
Натали заинтересовалась и утвердительно
кивнула. Я начал рассказывать ей о специальной фее, которая помогает
детям учиться ходить в туалет. Я объяснил ей, что, как мне кажется, эта
«туалетная фея» те две недели помогала ей. Я обратил внимание на то, что
Натали явно понравилась идея о том, что ей помогала фея, и вскоре мы
уже сидели на полу и общими усилиями пытались изобразить эту фею на
большом листе бумаги.
Когда рисунок был окончен, разговор сам по
себе зашел о том, как теперь Натали может сама научиться каждый день
ходить в туалет. Девочка смогла почувствовать гордость за то, что у нее
целых две недели все получалось, и ее радовало то, что ей помогала фея.
«Рекламная кампания» снимает предубежденность
Когда вы говорите не о проблемах, которые
нужно преодолеть, а о навыках, которые требуется освоить, то можете
делать это куда более открыто. Открытость же, в свою очередь, позволяет
ребенку обрести больше помощников. Кроме того, сосредоточенность на
навыках, а не на проблемах, благоприятно отражается на том, как
относятся к ребенку окружающие его взрослые.
Уже давно был проведен знаменитый
эксперимент, в котором изучалось, как влияет на успеваемость сложившееся
у учителей мнение о детях. Поступающим в школу ученикам дали тест на
выявление способностей. Исследователи не смотрели на результаты, а
наугад поделили детей на группы и дали учителям информацию – не
соответствующую действительности – о том, кто из учеников проявил
больше, а кто меньше способностей.
Затем исследователи покинули школу, а через
некоторое время вернулись, чтобы проверить успеваемость детей.
Обнаружилось, что те дети, которых они представили учителям как
талантливых («От этого ребенка стоит ждать многого»), учатся гораздо
лучше, чем те, кого объявили не слишком способными. Этот эксперимент
открыл нам глаза на тот факт, что наши ожидания действительно влияют не
только на наше отношение к детям, но и на поведение самих детей.
Тот же самый феномен – можете называть его
«эффектом ожидания» – проявляется и тогда, когда у ребенка есть
проблемы. Если окружающие считают, что с такой проблемой трудно
справиться, ребенок очень скоро перенимает это отношение. Иными словами,
он заражается от окружающих их пессимизмом и начинает думать: «Я такой,
и я ничего не могу с этим сделать». С другой стороны, если окружающие
говорят, что ребенку просто нужно овладеть тем или иным умением, и
демонстрируют свою уверенность в том, что у него это получится, он
начинает воспринимать ситуацию так же. В этом случае он думает: «Мне
надо кое-чему научиться, и даже если на это понадобится время, в конце
концов у меня все получится».
Насколько широкой должна быть «рекламная кампания»?
Конечно, все, о чем я говорю, не значит,
что, если ребенок осваивает какой-то навык, об этом должен знать весь
мир. Во многих случаях вполне достаточно того, чтобы об этом знали члены
семьи. Я уже рассказывал вам о Марке, 14-летнем мальчике, который
воровал у отчима, мамы и бабушки деньги. «Умение», которым ему нужно
было овладеть, заключалось в том, чтобы снова стать честным и достойным
доверия человеком. Он никогда не воровал деньги ни у кого вне семьи,
поэтому само собой разумеющимся стало решение не сообщать ни о чем
друзьям и знакомым.
Если вы не можете решить, стоит ли широко
информировать людей о навыке, которым овладевает ваш ребенок, попробуйте
оценить, насколько его проблема видна окружающим. Основное правило
такое: если окружающие все равно знают о проблеме, возможно, стоит
сообщить им и о том, что ребенок осваивает навык, чтобы решить ее. Иными
словами, если люди в любом случае эту проблему обсуждают, гораздо
лучше, если они будут говорить не о ней, а об умении, которым овладевает
ребенок.
В качестве примера давайте представим себе
девочку по имени Сэнди. Ей восемь лет, и ее проблема заключается в
чрезмерной застенчивости. Она отказывается разговаривать с кем-либо,
кроме своих ближайших родственников. Не говорит она даже с учительницей в
школе. Такая проблема в детской психиатрии называется избирательной
немотой. Всем в школе известно о проблеме Сэнди. Никто не говорит о ней
открыто, но ее обсуждают «на ушко». Детям немота Сэнди кажется странной,
а учителя переживают за девочку. Они знают, что она проходит курс
терапии, но им неизвестно, что происходит на сеансах. В общем, можно
сказать, что проблема Сэнди покрыта завесой тайны. А для нее это только
усугубляет ситуацию.
Теперь давайте представим себе, что мы
хотим помочь Сэнди с помощью метода освоения навыков. Во-первых, мы не
будем концентрироваться на проблеме немоты, а лучше выберем умение,
которым Сэнди нужно овладеть для того, чтобы с ней справиться. Вероятно,
Сэнди согласилась бы с нами в том, что для преодоления ее застенчивости
или немоты ей нужно приобрести навык – или, в данном случае, смелость –
разговаривать с окружающими. Нужно спросить Сэнди, как бы она назвала
свое умение. Например, она может дать ему название «разговорная
смелость». Затем ей нужно выбрать существо силы, изучить преимущества
своего навыка, попросить каких-то людей, в том числе друзей, войти в ее
группу поддержки, и т. д. Когда для Сэнди наступит время
продемонстрировать, как она будет вести себя, овладев «разговорной
смелостью», она может сделать это с помощью куклы-перчатки. Пусть кукла
будет учительницей, подругой или любым другим человеком, с которым Сэнди
хотела бы поговорить. Наконец, нужно спланировать, как именно Сэнди
будет тренировать свой навык.
Вероятно, для девочки будет удобнее такой
вид тренировки, который позволит ей продвигаться вперед понемногу. Может
быть, она захочет начать с разговоров с воображаемыми людьми или
куклами. Затем она может попытаться беседовать с кем-то одним по
Интернету или по телефону, а уже позже – попытаться говорить с
кем-нибудь лицом к лицу. Так, постепенно, она будет расширять круг
взрослых и сверстников, с которыми сможет разговаривать, пока проблема
не будет решена полностью.
Важная особенность такого подхода в том,
что о проекте овладения умением могут узнать в школе. Учителям и
товарищам Сэнди должно стать известно о «разговорной смелости» и о том,
как Сэнди старается развить ее в себе. Таким образом, на смену
таинственности придет открытое взаимодействие с девочкой, которая
пытается овладеть навыком, и все смогут обсуждать это открыто, причем в
позитивном ключе. Создастся атмосфера, при которой и учителя, и
одноклассники смогут помогать Сэнди и подбадривать ее.
Как проводить «рекламную кампанию»?
Это можно делать по-разному. Если вы –
учитель и хотите использовать метод освоения навыков в работе с
учениками, один из вариантов – повесить на стене классной комнаты
«таблицу умений». Это обычная таблица, где в первой колонке перечислены
имена учащихся, во второй – умения, которыми они овладевают, в третьей –
названия этих умений, далее идут короткие описания того, каким образом
ребенку желательно напоминать о навыке, если он о нем забудет, и,
наконец, в последнюю колонку вписаны имена участников групп поддержки.
Также весьма практичный метод –
использование рабочих тетрадей, где каждой ступени процесса освоения
навыка посвящена отдельная страница. Кроме того, там есть странички, где
участники группы поддержки могут написать слова поощрения и одобрения.
Удобная альтернатива такой тетради – настенный плакат, где также
содержится информация по большинству ступеней.
* * *
Упражнение
Вспомните какое-либо умение, имеющее отношение к воспитанию или общению с детьми, которое вы хотели бы усовершенствовать.
Представьте себе, что ночью, пока вы спали,
на вашем лбу вдруг появилась татуировка, гласящая: «Я хочу лучше
научиться…» – и далее название навыка, который вы хотели бы
усовершенствовать.
Допустим, вы никак не можете скрыть эту
надпись, и все, кого вы встречаете, взрослые и дети, спрашивают вас о
ней и о том, что она значит.
Что вы будете испытывать?
Чем такая татуировка может быть вам полезна?
* * *
Теперь вы уже достаточно хорошо знакомы со
ступенями освоения навыков. Вы научились преобразовывать проблемы в
умения, которыми может овладеть ребенок, и добиваться соглашения с ним
по этому вопросу. Вы узнали, как помочь ребенку увидеть, что может дать
новый навык ему и окружающим, и вы можете вдохновить его на поиск
названия для навыка. Вы уже поняли, как существа силы помогают детям в
борьбе за обретение навыков и почему так важно заручиться поддержкой
других людей – добровольных помощников. Вы знаете, как вселить в ребенка
уверенность в себе и как дать ему дополнительный стимул для обучения,
спланировав будущий праздник победы. Вы можете помочь ему осознать, в
чем будет выражаться нужный навык на практике, и, наконец, в этой главе
вы познакомились с преимуществами, которые дает «рекламная кампания»
навыка.
Но есть еще одна крайне важная часть нашей
методики, о которой мы пока не говорили. Считается, что хороший план –
это уже полдела, но невозможно овладеть навыком, используя одно лишь
планирование. Чтобы ребенок научился чему-то, ему необходимо
тренироваться. Это и будет темой следующей главы.
|