Страхи и кошмары - КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА - Каталог статей - МИШУТКИНА ШКОЛА

Пятница, 09.12.2016, 20:20
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ [39]
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ [32]
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА » КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Страхи и кошмары

Жила-была девочка – давайте будем звать ее Сэнди, – которая так боялась привидений, что не могла спать одна в своей комнате. Когда она спала вместе с родителями, она мешала им. Они хотели, чтобы девочка научилась спать одна, но для этого ей нужно было преодолеть свой страх перед «призраком».

Но как Сэнди могла преодолеть свой страх с помощью метода освоения навыков? Каким умением ей нужно было для этого овладеть? Должна ли она была научиться понимать, что привидений не существует, или же ей стоило научиться общаться с ними, чтобы понять, что бояться нечего? Второй вариант лучше, так как все родители знают: объяснять ребенку, который боится привидений, что на самом деле их не существует, – бесполезная затея. В конце концов, почему ребенок, который собственными глазами видел призраков у себя под кроватью, должен верить кому-то, кто утверждает, что их не бывает?!

Давайте спросим у Сэнди, как она стала бы учить другого ребенка преодолевать необоснованный страх.

– Ты же знаешь, Сэнди, некоторые дети боятся стричь волосы. Некоторые из них боятся настолько, что вообще не дают никому прикасаться к своим волосам, даже когда им это совершенно необходимо. Как бы ты, Сэнди, стала объяснять такому ребенку, что бояться здесь нечего?

На это Сэнди могла бы ответить так:

– Я бы сказала такому ребенку, что это совсем не больно и в этом нет ничего страшного.

– Это хорошо. Но вдруг этот ребенок тебе не поверит? Могла бы ты сделать что-нибудь, чтобы он убедился в том, что стрижки не нужно бояться?

Наверное, Сэнди сказала бы:

– Я взяла бы ножницы и отрезала бы себе прядку волос. А потом бы я отстригла чуть-чуть волос у него, чтобы он понял, что это не больно и бояться не надо.

Видите?! Дети понимают, что для того, чтобы избавиться от страха, его нужно победить. Они прекрасно знают, что страхи не исчезают, даже если постоянно слышать от взрослых и других детей, что бояться здесь нечего. Страх можно преодолеть, только встретившись с ним лицом к лицу и на собственном опыте убедившись в том, что можно перестать бояться.

Пятилетний Сэм отказывался выходить из дома, потому что страшно боялся собак. Его родители понимали, что Сэм сможет победить свой страх, только если пробудет какое-то время рядом с собакой. Иными словами, если бы Сэм сумел привыкнуть к собакам, его фобия, скорее всего, прошла бы.

Родителям Сэма пришла в голову вот какая идея. Они рассказали сыну, что в одном из городских собачьих питомников живет щенок, у которого есть очень серьезная проблема – он страшно боится людей. Чтобы этот щенок смог преодолеть свой страх, его должен взять к себе человек, который стал бы учить его тому, что людей не нужно бояться. Вместе с Сэмом родители поехали в питомник и взяли щенка, который боялся людей. Пока щенок рос, он постепенно понимал, что люди и в самом деле не страшные. А Сэм тем временем тоже понял, что собаки – прекрасные друзья и товарищи для игр.

Тот же принцип можно применять к детям, которые боятся чудовищ, домовых и прочей придуманной нечисти. Когда они знакомятся с тем, чего боятся, поближе, то узнают – на своем собственном опыте, – что бояться нечего. Обнаружить, что те, кого он считал страшными чудищами, – на самом деле добрые существа вроде фей или эльфов, охраняющих его сон, – это полезный положительный опыт для ребенка.

Наиболее успешно дети преодолевают фобии, если начинают развивать в себе смелость, которая ослабляет конкретный страх. Для ребенка проще научиться чему-то или развить в себе смелость, чем пытаться преодолеть фобию. Развитие смелости означает, что ребенок знакомится со своим страхом так близко, что перестает бояться его. Смелость – это тоже своего рода навык. И им тоже можно овладеть посредством тренировок.

Хушманд Эбраими, детский консультант из Ирана, рассказал такую историю:

«Али было 10 лет, и он страдал от кошмаров, в которых его преследовали. Мой коллега тщательно обследовал мальчика и не нашел никаких физиологических причин для этого. После этого я встретился с родителями Али, и мы совместно пришли к выводу, что для того, чтобы ребенок мог справиться со своими кошмарами, ему нужно научиться так изменять свои сны, чтобы у них вместо неприятного был счастливый конец. Мы решили, что родители должны продолжать успокаивать Али по ночам, если он будет просыпаться от своих кошмаров. Это будет помогать ему, пока он будет учиться превращать кошмары в добрые сны.

Я поговорил один на один и с самим Али. Я сказал ему, что он должен овладеть умением преобразовывать свои кошмары в добрые сны, и он согласился со мной. Я спросил у него, какая польза будет для него в том, что он научится этому. Он ответил, что если сумеет это делать, то сможет спать в собственной постели с выключенным светом. Он также сказал, что такое умение сделает его здоровее и поможет получать более высокие оценки в школе. Наш разговор о преимуществах умения превращать кошмары в добрые сны повысил его мотивацию к тому, чтобы добиться успеха в этом деле.

Али назвал свой навык "довольным спящим”. На иранском телевидении есть детская программа, где смешная кукла с таким же именем все время где-нибудь засыпает. В качестве своего существа силы Али выбрал Рустама, который должен был защищать его от врагов в его снах. Рустам – это герой персидского фольклора, чем-то похожий на Геракла. В качестве же реальной группы поддержки Али выбрал своих родителей, своего лучшего друга и футбольного тренера.

Потом мы стали искать доказательства того, что Али сможет овладеть выбранным умением. Вместе мы отобрали следующие аргументы:

• Али хотел овладеть этим умением;

• он выбрал среди внеклассных занятий те, которые могли бы ему помочь, – изобразительное искусство и драматический кружок;

• футбольный тренер Али считал, что он сумеет овладеть нужным навыком, потому что в футболе он научился куда более сложным вещам.


Когда пришло время подумать, как можно будет отпраздновать успехи Али в овладении навыком, он сказал, что хотел бы пригласить своих друзей и угостить их макаронами в виде футбольных мячиков – у нас в стране такие продаются.

– Подумай о том времени, когда ты научишься превращать плохие сны в приятные, – сказал я Али. – Что тогда ты станешь делать, если тебе приснится кошмар?

Али пересказал содержание одного из своих кошмаров и начал придумывать для него счастливый конец. Рустам, герой из героев, в этом новом сюжете стал защитником Али. Мальчик не только рассказал мне этот заново придуманный сюжет, но и разыграл его передо мной. Я посоветовал ему придумать разные хорошие окончания для плохого сна. Такие "репетиции” помогли Али обрести уверенность в себе.

Хорошо было то, что Али сообщил всем, кто его поддерживал, о своих планах. Для этого он сделал листовку, где было его имя, изображение Рустама и название его навыка. Группа поддержки играла важную роль в процессе. "Помощники” просили Али продемонстрировать его умение, а потом выражали свои восторги.

Прежде чем начать подготовку к празднику, я заговорил с Али о том, что он будет делать, если ему когда-нибудь снова приснится плохой сон. Я объяснил ему, что такое может случиться, если Рустам решит оставить его на время, чтобы помочь другим детям. Мы вместе разработали план, как поступать в такой ситуации, и решили, что если Али вдруг опять приснится кошмар, он позовет Рустама на помощь, чтобы тот снова придал ему сил.

На празднике Али поблагодарил всех, кто его поддерживал, и еще раз продемонстрировал свое умение превращать плохие сны в хорошие. Один из одноклассников Али спросил у него:

– А я могу избавиться от сна, в котором я падаю?

Али объяснил ему:

– Сначала тебе нужно найти существо силы, кого-нибудь такого, как Рустам. Он даст тебе силы, которые нужны для того, чтобы справиться с падением во сне.

А потом стал объяснять товарищу, что хорошее окончание для сна можно придумать с помощью рисунков.

Так Али не просто научился видеть хорошие сны – он еще и смог научить этому другого ребенка».

Категория: КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ | Добавил: admin (20.01.2015)
Просмотров: 165 | Теги: методические разработки для детског, методисту детского сада, игротерапия, решаем психологические проблемы дет, Советы детского психолога | Рейтинг: 0.0/0
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ПЕДАГОГАМ
ЛОГОПЕД
Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ









Пан Познавайка

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования