Дети часто травят друг друга. Самый
простой и зачастую наиболее эффективный способ вмешательства – это
собрать детей вместе и помочь им найти решение проблемы. Однако порой
такой способ по той или иной причине не срабатывает. В таких случаях
можно помочь ребенку, которого травят, другим путем.
13-летнего Рона травили за врожденный
дефект – «волчью пасть». Несмотря на несколько операций, избавиться от
него полностью не удалось, и дефект был все равно немного заметен: Рон
говорил гнусаво, а его нос был немного смещен вбок.
Проблема Рона заключалась в том, что он
никуда не ходил. Его мама пыталась найти ему самые разные занятия вне
дома – кружки, встречи с друзьями, спортивные секции – но все
безрезультатно. И мать, и отец Рона устали от того, что сын все время
сидит дома, никуда не ходит со своими сверстниками и пристает к
родителям, чтобы они поиграли с ним во что-нибудь или просто составили
ему компанию. Для подростка это нетипично, но Рон вел себя так, потому
что боялся, что над ним будут издеваться. Он рассказывал родителям, что в
школе, в его классе, никто его не дразнит, но если он идет куда-нибудь
еще, сразу же начинаются издевательства. Под издевательствами он имел в
виду в основном обидные прозвища, которые выкрикивали ему вслед.
Например, соседские дети называли его «Носяра» и всегда кричали ему
вслед оскорбительные фразы, когда он проезжал мимо на велосипеде.
Рон ничего не придумывал и не
преувеличивал. Все так и было, но я никак не мог помешать этому. Поэтому
я избрал для Рона другой принцип действий: помочь ему стать таким
сильным, чтобы он перестал обращать внимания на любые крики и
обзывательства, с которыми мог столкнуться.
Рон воспринял это предложение без
энтузиазма, но согласился попробовать. Я дал ему задание, которое он
должен был выполнить к нашей следующей встрече. Он должен был как можно
чаще выходить из дома, чтобы дать соседским детям возможность
пообзываться. План заключался в том, чтобы он собирал те слова, которыми
его «награждают», и записывал их в тетрадь, а потом показал мне. Рон
сделал все, как я ему сказал, и когда пришел на следующую встречу,
принес длинный список обзывательств и прочих грубостей, которые ему
пришлось выслушать за прошедшую неделю.
Мы вместе с Роном придумали, как он может
тренироваться не обращать внимания на оскорбления. Рон должен был
представить себе, что у него есть невидимый щит, который делает его
неуязвимым, – как у героя компьютерной игры. Когда Рон показывал мне,
что щит «включен», я вслух зачитывал ему те обидные прозвища, которые он
слышал на улице и записал в свою тетрадь. С помощью своего
воображаемого щита Рон быстро научился воспринимать слова, которые я
произносил, с юмором. Постепенно его мастерство не обращать внимания на
издевательства перешло и в реальную жизнь. Он нашел в себе смелость чаще
выходить из дома и вскоре стал посещать спортивную секцию, которая ему
очень нравилась. Там он начал знакомиться с другими подростками и
обзаводиться новыми друзьями.
|