Пятница, 22.11.2024, 15:49
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ [39]
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПРЕОДОЛЕТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ [32]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА » КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ

Тренировка навыка

Договоритесь с ребенком о том, как именно он будет применять полученный навык на практике.


Практика – путь к совершенству.

Чтобы освоить навык, ребенку необходимо практиковаться в его применении. А значит, вам нужно найти способ упражняться в навыке. И чтобы эти тренировки приносили плоды, они должна быть достаточно частыми и длительными.

В большинстве случаев найти способ тренировки оказывается несложно, но иногда над этим приходится поломать голову. Допустим, проблема ребенка заключается в том, что он не умеет завязывать шнурки. Вполне очевидно, что ему нужно овладеть навыком завязывания шнурков. И не так уж сложно придумать, как он может практиковаться в этом умении. Например, можно начать с завязывания простых узлов на веревке, затем перейти на такие же узлы на более тонких веревочках, и так далее, пока ребенок не будет готов к тому, чтобы тренироваться непосредственно на шнурках.


Лучший способ совершенствования навыка – его демонстрация

Когда дети чему-нибудь учатся, они любят устраивать «показы» или «демонстрации». Все мы знаем, как это бывает. Ребенок просит родителей или еще кого-то из взрослых посмотреть, как он пытается проделать что-нибудь сложное для него, что-то такое, выполнением чего он гордится. Например, когда дети учатся кувыркаться или ездить на велосипеде, они часто зовут родителей, чтобы те посмотрели, как у них это получается. «Посмотри на меня!», «Гляди!», «Ты что не смотришь?!», «Ты же обещал смотреть!», «Ну посмотри еще разочек, пожалуйста!» – кричит ребенок, требуя, чтобы взрослые восхищались его умением. Выполнение каких-либо действий и ответные похвалы взрослых – необходимые составляющие успешного обучения. С точки зрения ребенка, освоение навыка заключается в том, что он делает нечто сложное, а взрослые при этом выражают свой восторг возгласами типа: «Ого!», «Здорово!» или «Ну надо же, как хорошо у тебя получается!»

Пятилетний Гарри учился быстро надевать на себя верхнюю зимнюю одежду перед прогулкой в детском саду. Он сам дал своему навыку название «скорость света» и каждую пятницу утром демонстрировал его. Эта демонстрация заключалась в том, что он становился рядом с кучей одежды и потом, после команды «На старт, внимание, марш!», быстро надевал зимние вещи, а другие дети из группы стояли вокруг и подбадривали его, как будто он был спортсменом на соревнованиях. Кроме выполнения этого действия в такой ритуальной манере, он мог практиковать свой навык каждый день, когда группа собиралась на прогулку. Для Гарри тренировки были веселой игрой, и тем не менее благодаря этой игре он научился быстро одеваться.


Пусть ребенок сам придумает, как тренировать навык

Если с подбором способа тренировки возникают сложности, вам придется проявить изобретательность. К счастью, детям свойственно подходить к этому творчески: они обладают врожденным талантом изобретать игры, в которых практикуют подсмотренную у взрослых или других детей деятельность. Благодаря этой способности они, как правило, не испытывают трудностей с изобретением ролевых игр и других способов тренировки, которые помогают им практиковать любое необходимое умение.

Проблема 10-летнего Артура заключалась в том, что он не хотел расставаться с матерью из страха, что с ней может случиться что-то ужасное, пока его не будет рядом. Артуру самому хотелось преодолеть этот страх, поэтому он легко согласился с тем, что ему необходимо научиться спокойно отпускать от себя маму. Когда я спросил Артура, как он собирается тренировать такое умение, ему в голову неожиданно пришла замечательная идея: мама может выходить гулять с собакой, а он будет смотреть на них в окно.

– Прекрасная мысль! – сказал я Артуру. – Уверен, это сработает. Мне кажется, проделав такое пару раз, ты сможешь спокойно отпускать маму с собакой, если будешь видеть их в окно. А затем нужно будет усложнить упражнение. Как бы ты это сделал? Каким будет следующий этап твоей программы тренировок?

– На следующем этапе мама должна будет уходить за угол и на некоторое время скрываться от меня, – объяснил Артур.

И так, в ходе нашего разговора, Артур выработал для себя замечательный поэтапный план тренировки навыка расставания с мамой без страха. Я мог бы разработать подобную программу для Артура сам, но сомневаюсь, что она работала бы так же хорошо, как план, который придумал он. Я убедился в том, что, если позволить детям активно участвовать в разработке программы тренировок навыка, это дает гораздо лучшие результаты, чем любые варианты, придуманные для них родителями или педагогами.


Насколько частыми должны быть тренировки?

Ребенок должен тренироваться столько, сколько нужно, чтобы навык дошел до автоматизма, превратился в привычку и стал, скажем так, неотъемлемой частью личности. Насколько частыми должны быть тренировки? Это зависит от конкретного навыка. Можно принять за общее правило, что они должны быть ежедневными, однако одни навыки требуют больше тренировок, чем другие.

Проблема Майка заключалась в том, что по ночам он мочился в постель. Ему нужно было научиться оставаться сухим на протяжении ночи. А чтобы овладеть этим навыком, надо было учиться контролировать мочеиспускание. Майк практиковал это умение каждый раз, когда шел в туалет, используя упражнение «стоп и старт» – то есть трижды прерывал и начинал мочеиспускание за время каждого посещения туалета. За неделю он стал в этом деле большим мастером и подготовился к следующему шагу – то есть к развитию способности делать то же самое лежа. Для этого его родителям пришлось одолжить в местной больнице «утку». Понадобилось не так много упражнений, и Майк стал настоящим профессионалом – он мог делать то, что нужно, буквально с закрытыми глазами и даже во сне!


Постепенное продвижение

Как вы могли увидеть из примеров, приведенных в этой книге, дети осваивают навыки пошагово, начиная с легких упражнений и постепенно переходя к более трудным. Например, если ребенку нужно научиться играть самостоятельно, одному, он должен начинать буквально с нескольких минут, а после того, как это станет у него получаться, может постепенно увеличивать продолжительность игр. Точно так же, если ребенок слишком разборчив в еде и учится расширять свой выбор, пробуя разнообразную пищу, ему стоит начать с «вкусненького» – экзотических фруктов или йогуртов. Когда он достигнет в этом успеха, можно перейти к разным видам овощей и только после этого – к тем продуктам, которые раньше вызывали у него больше всего сложностей.

Проблема шестилетней Дженни заключалась в том, что она очень расстраивалась, когда мама оставляла ее в детском саду. Дженни требовала, чтобы мама провожала ее по лестнице на второй этаж, а когда та все-таки собиралась уходить, девочка с громким плачем требовала, чтобы она осталась. Проблема была очень серьезной, так как начальник мамы Дженни уже сделал ей выговор за то, что она стала слишком часто опаздывать на работу.

Дженни нужно было научиться спокойно расставаться с мамой. На практике это означало, что она должна была в нужный момент отпустить ее со словами «Ну пока, мам» или «Увидимся». Дженни практиковала это умение с помощью следующей ролевой игры.

Две подруги Дженни играли роли взрослых. Одна из них вставала у подножия лестницы, изображая маму Дженни, а другая – наверху, изображая воспитательницу. Дженни в этой игре была самой собой. Игра начиналась с того, что она стояла рядом со своей «мамой» внизу. Потом она должна была сказать: «Пока, мам», – подняться по лестнице и обнять воспитательницу. Дженни очень понравилось это упражнение, и уже на следующий день она была готова попробовать вести себя так же, расставаясь со своей настоящей мамой.

Утром мама Дженни позвонила в детский сад и сказала воспитателю, что ее дочка придет сегодня на час позже. Когда они пришли, подружки Дженни уже ждали ее, чтобы разыграть ситуацию «пока, мам» с ее настоящей мамой. После двух раундов игры, когда мать Дженни стояла внизу, а девочки ждали наверху в роли воспитателей, Дженни позволила маме уйти на работу совершенно спокойно. Она научилась расставаться с ней без проблем.


Дневник успехов

Маленькие дети любят придумывать ролевые игры для тренировки навыков, но это не всегда работает с детьми постарше. Им такая идея может показаться слишком «детской».

В таких случаях стоит подумать о том, чтобы заменить ролевую игру на своего рода журнал, или дневник, успехов. Это значит, что вы не создаете никаких придуманных ситуаций для демонстрации навыка, а просто ведете дневник всех реальных случаев, когда ребенок поступает в соответствии с навыком, который осваивает. Например, представим себе 12-летнего мальчика, который учится вместо того, чтобы выкрикивать с места, поднимать руку, если хочет что-то сказать на уроке. Возможно, ему не понравится идея тренировать этот навык с помощью ролевой игры. Однако он вполне может согласиться на то, чтобы его учитель и участники группы поддержки записывали все случаи, когда он поднимал руку, если хотел высказаться на уроке. Здесь очень важно создавать такие ситуации, в которых ребенок мог бы добиться успеха и благодаря этому получить положительный отклик от окружающих.

* * *

11-летний Ариэль учился собирать портфель с вечера, чтобы на следующий день в школе у него были все учебники. Он тренировал это умение каждый день. Учительница разделила всех учеников его класса на группы поддержки по четыре человека, и они должны были подбадривать друг друга в овладении умениями. Члены группы, в которую входил Ариэль, каждое утро проверяли его портфель, выясняя, получилось ли у него сделать все, как надо. Если они обнаруживали, что в портфеле лежат все нужные учебники, то делали запись об этом в его «дневнике успеха», который представлял собой лист бумаги, вывешенный в классе на стене. Рядом с датой там появлялась надпись типа «Все нужные учебники в портфеле». Если хотя бы одного учебника не хватало, в «дневник» ничего не записывали. В конце каждой недели учительница проверяла «дневник» Ариэля, при всех хвалила его за успехи и благодарила участников его группы поддержки за то, что они помогают ему в освоении навыка.


Как добиться того, чтобы ребенок тренировался с неослабевающей энергией?

Чтобы у ребенка сохранялась мотивация, он должен получать положительные эмоции от тренировки навыка и вознаграждаться за успехи. Вознаграждение вы можете обеспечить, одаривая ребенка своим вниманием и восхищаясь им каждый раз, когда ему удается действовать в соответствии с осваиваемым умением или когда он демонстрирует какие-то другие признаки прогресса.

Если ребенок практикует свое умение в детском саду, школе или любом другом детском учреждении, очень важно, чтобы не только взрослые, но и другие дети в группе проявляли к этому интерес и одобряли его успехи. В детском саду Кеулы, где все дети по утрам в пятницу демонстрируют свои навыки, и воспитатели, и товарищи по группе подбадривают каждого выступающего радостными возгласами и аплодисментами.


Тройное поощрение

Когда те, кто поддерживает ребенка, видят, как он демонстрирует осваиваемый навык, они могут хвалить его: «Ты быстро учишься», «Смотри-ка, как у тебя хорошо получается!», «Вот это да!», «Я тобой горжусь». Существует бесчисленное множество способов выразить ребенку свое восхищение и одобрение. Вы хвалите ребенка за демонстрацию нужного навыка, чтобы он мог гордиться достигнутым прогрессом. Именно чувство гордости помогает ребенку продолжать тренировать навык до того момента, пока он не будет освоен так хорошо, что это будет заслуживать праздника.

Хороший способ поддержать ребенка при демонстрации им осваиваемого навыка – это тройное поощрение. Как вы уже поняли, похвала должна иметь три составляющие.

1. Выражение изумления. Выражайте свое восхищение словами, мимикой и жестами, говорите что-нибудь вроде: «Ого!», «Здорово!», «Великолепно!», «Невероятно!», «Удивительно!» «Просто поверить не могу!» или «Ты опять справился!»

2. Признание трудности. Ребенок должен знать, что вы понимаете: делать то, что делает он, – непросто. Говорите ему, например: «Это совсем не просто», «Я думаю, это сложная задача», «Мне кажется, я бы так не смог», «Кое-кто считает, что это не сложно, но я знаю, что это вовсе не так» или «Как тебе удалось так быстро этому научиться?»

3. Просьба объяснить. Наконец, выразите неподдельное любопытство, попросив ребенка объяснить, как он это делает. Вы можете, например, спросить: «Как ты умудряешься это делать?», «А теперь расскажи мне, как у тебя это получается?» или «Объясни мне, пожалуйста, а то я не понял, как ты это сделал?»


Попытайтесь использовать метод «тройного поощрения» в разных ситуациях, и вы увидите сами, как полезно внушать детям чувство гордости за освоенное ими мастерство.


Подслушанная похвала

Еще один высокоэффективный способ похвалить ребенка – то, что можно назвать «похвалой через слухи», или «подслушанной похвалой». В этом случае вы не выражаете ребенку одобрение лично, а рассказываете о его успехах кому-то еще, но так, чтобы ребенок вас услышал. Детям (да и взрослым, конечно же, тоже) очень приятно бывает слышать, что люди говорят о них друг другу что-то хорошее.

Не так давно я говорил с отцом по мобильному телефону из машины. У меня установлена система громкой связи, так что все, кто находится рядом со мной в автомобиле, слышат, что мне говорят. Отец начал хвалить мою дочь, не зная о том, что она сидит рядом со мной и слышит каждое его слово. Краем глаза я заметил, как на ее лице расплылась широкая улыбка. Когда я смог вставить слово, я сообщил отцу, что дочь сидит рядом со мной и слышит все, что он говорит.

– Если это так, – шутливым тоном сказал отец, – то я беру все свои слова обратно. Передай ей, что все, что я говорил – неправда.

Моя дочь поняла шутку, и мы оба громко рассмеялись.

Дети точно так же, как и взрослые, как правило, более восприимчивы к позитивным откликам, когда они доходят до них косвенным путем – то есть через третьих лиц, в виде переданной информации. Всем нам нравится, когда о нас говорят что-то хорошее, но, согласитесь, еще более приятно, когда нам передают положительное мнение о нас какого-то третьего лица. Поэтому мы должны использовать любую возможность, чтобы рассказать об успехах наших детей кому-то другому и передать им все те хорошие слова, которые кто-то сказал о них.

Например, мать говорит отцу так, чтобы ребенок слышал:

– Майк сегодня так хорошо себя вел! Ты можешь им гордиться.

Отец говорит матери в присутствии ребенка:

– У меня для тебя хорошие новости. Знаешь, что учительница сказала мне сегодня про Мэнди?

Учительница ребенку:

– Сара (другая учительница из той же школы) сегодня утром сказала, что ты слушал историю, которую она рассказывала, с начала до конца и ни разу ее не прервал. Молодец! Как у тебя это получилось?

Мама рассказывает бабушке при ребенке, который «подслушивает» их, сидя на заднем сиденье автомобиля:

– Когда я сегодня приехала за Сэмом, учительница сказала о нем столько хорошего, что я даже не знала, что ответить. Например, она говорила, что он…


Похвала – командный вид спорта

Похвалы работают лучше всего, когда все близкие ребенка объединяются в этом. Однако это бывает легче сказать, чем сделать, особенно в тех случаях, когда дети демонстрируют овладение навыком в какой-то одной среде – к примеру, в школе, – но еще не научились делать то же самое в другом месте, скажем, дома.

Вилли часто ругался. Чтобы избавиться от этой дурной привычки, он согласился учиться разговаривать прилично. Прогресс был стремительным: за неделю или около того он научился разговаривать в школе вежливо, не допуская в своей речи бранных слов или злых замечаний. Когда мама Вилли пришла забирать его из школы, одна из учителей подошла к ней, чтобы поделиться хорошей новостью:

– Хочу похвалить Вилли. Он всю неделю был просто ангелом. Никаких грубых выражений, никакой ругани. Он вел себя, как настоящий джентльмен! Просто замечательно!

Учительница рассчитывала на то, что мама Вилли будет рада услышать о его достижениях, но вышло наоборот. Она явно расстроилась, посмотрела Вилли прямо в глаза и раздраженно сказала:

– Я не понимаю! Ты ведешь себя в школе, как джентльмен, а дома разговариваешь со мной так, будто терпеть меня не можешь. Почему ты и дома не можешь разговаривать вежливо? У тебя же получается это в школе, так в чем проблема? Я, правда, тебя не понимаю.

Только что Вилли гордился своим достижением, но слова матери уничтожили всю его гордость. Он ничего не сказал и молча пошел к своим друзьям, игравшим в мяч. Вечером он даже не пытался разговаривать с матерью вежливо. Реакция матери была вполне понятна, но она ничем ему не помогла.

Мать в этой истории легко понять. В конце концов, услышать о том, что ваш трудный ребенок хорошо себя ведет, когда вас нет рядом, – это одновременно и приятно, и неприятно. Хорошо то, что ребенок может вести себя хорошо. А плохо то, что такие новости можно воспринять так, как будто проблема не в ребенке, а в вас. Поэтому все, кто участвует в воспитании ребенка, должны задумываться о том, как сообщать хорошие новости или рассказывать о достигнутом прогрессе другим людям из его окружения. Нам нельзя забывать о том, что даже если при нас ребенок демонстрирует успехи, возможно, в другой среде проблема пока еще существует. Если мы не хотим указывать другим людям на то, что проблема кроется не в ребенке, а в окружении, то должны вести себя осторожно и думать, что и как сказать.

На следующий день учительница вновь заговорила с матерью Вилли о случившемся:

– Я могу понять ваши чувства, – начала она. – Я понимаю, что, наверное, вам было не очень приятно узнать о том, что Вилли хорошо ведет себя в школе, если дома он продолжает грубить. Однако когда вам рассказывают о его достижениях здесь, вы должны тоже похвалить его, потому что мы считаем, что лучше всего для него было бы расширить свой навык и учиться и дома разговаривать прилично. Когда в следующий раз кто-нибудь его похвалит, лучше скажите ему: «Молодец!» или «Я тобой горжусь», ладно? Скорее всего, это поможет ему быстрее научиться вести себя вежливо и дома.

Мама Вилли поняла мысль учительницы и пообещала постараться так и сделать. В следующий раз, когда она пришла за Вилли в школу, учительница подошла и сказала:

– Сегодня Вилли ни разу не выругался. Он весь день был джентльменом.

Мать хотела было упрекнуть его в том, что дома он ведет себя по-другому, но вовремя вспомнила, о чем они говорили с учительницей вчера. Она повернулась к Вилли и сказала:

– Как я рада это слышать! Я так тобой горжусь!

По лицу Вилли было видно, как приятно ему это слышать. Вечером того же дня мама обратила внимание на то, что Вилли и дома хотя бы старался вести себя вежливо.

* * *

Упражнение

Представьте, что вы решили сбросить вес. Вместо того чтобы садиться на диеты, которые, как вы знаете, не работают, вы решили пересмотреть свой рацион. Например, не есть десертов, а вместо гамбургеров заказывать только салаты или больше никогда не мазать масло на хлеб.

Категория: КАК РЕШАТЬ ДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ | Добавил: admin (20.01.2015)
Просмотров: 879 | Рейтинг: 0.0/0
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика