Поблагодарить всех, кто помогал ребенку в
освоении навыка, – это важная часть празднования успеха. Вам надо
поговорить с ребенком, чтобы помочь ему понять, как именно разные люди
помогали ему и поддерживали его в процессе овладения навыком. Когда
ребенок осознает это, он испытает чувство благодарности и будет готов
тем или иным способом выразить это.
Вот пример разговора со школьником, учительница которого помогала ему разобраться в том, как другие люди оказывали ему помощь.
Линн учился хорошо вести себя в классе. Учительница сказала:
– Ты научился хорошо вести себя, и все довольны твоим прогрессом. Ты проделал большую работу. Кто помогал тебе в этом?
– Майк и Линда, – ответил Линн.
– А как они тебе помогали? – поинтересовалась учительница.
– Они напоминали мне, как я должен вести
себя, когда я об этом забывал, и записывали те случаи, когда я вел себя
хорошо, – объяснил Линн.
– О, это, наверное, сильно тебе помогало, –
сказала учительница и предложила Линну пожать Майку и Линде руки, чтобы
выразить им свою благодарность. Линн проделал это с удовольствием.
Учительница продолжала:
– А кого еще ты можешь вспомнить? Кто-нибудь еще помогал тебе? Например, родители?
– Да, мама помогала, – ответил Линн.
– И как же? – спросила учительница.
Линн немного задумался, а потом сказал:
– Она объясняла мне, почему так важно научиться хорошо вести себя в школе.
– Замечательно, – сказала учительница. –
Значит, ты говоришь, что твоя мама помогла тебе понять, зачем нужно было
стараться. Давай запишем это в твою тетрадь. Я уверена, что маме будет
очень приятно прочитать это и узнать, что ты тоже ценишь ее помощь. А
еще кто-то был? Может быть, кто-то еще тебе чем-то помог? А моя
поддержка тебе была нужна?
– Конечно! – воскликнул Линн, удивленный
таким прямым вопросом учительницы, но затем объяснил, как именно она
помогла ему в освоении навыка. |