Четверг, 18.04.2024, 16:21
   МИШУТКИНА    ШКОЛА
Воспитываем и обучаем детей от одного года до десяти лет

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость
МИШУТКИНА ШКОЛА

ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИШУТКОЙ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ

УМЕЛЫЕ РУЧКИ
РОДИТЕЛЯМ
Категории раздела
РЕБЕНОК БЕЗ ПРОБЛЕМ. СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ [66]
КОНЦЕПЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ [12]
РЕЦЕПТЫ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ [76]
КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ? РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1-5 ЛЕТ [22]
МЕТОД МОНТЕССОРИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА [6]
ВОСПИТЫВАЕМ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА [29]
НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК. ГИПЕРАКТИВНЫЙ ИЛИ СВЕРХОДАРЕННЫЙ? [16]
УЧИМ ДЕТЕЙ ЗАПОМИНАТЬ [16]
ПРАВИЛЬНОЕ ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-х ЛЕТ [26]
ПРИУЧЕНИЕ РЕБЕНКА К ГОРШКУ [14]
СЦЕНАРИИ ПО СКАЗКАМ [24]
СЦЕНАРИИ КУКОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ [49]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2012 » Декабрь » 13 » АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
13:26
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ребенок

Согласно многим исследованиям, высокий уровень самоуважения демонстрируют американские школьники, причем не только по сравнению с японскими учениками. Ни для кого не секрет, что именно американцы, зная меньше, чем их ровесники из других стран, чувствуют себя увереннее, независимее и весьма успешно могут отстаивать свою точку зрения. Почему? Почему именно американская школа так благотворно влияет на самооценку ребенка?

Эти вопросы очень интересовали меня во время научных исследований. Мне кажется, это один из тех существенных моментов американской системы воспитания, который можно и нужно использовать у нас. Перенимать этот опыт нужно с умом, иначе, как и многие другие замечательные идеи, концепция самоуважения может превратиться в фарс.

Изучая этот вопрос, я пришла к выводу, что своеобразным фундаментом концепции самоуважения в Америке стали идеи позитивного мышления. Пребывание в Университете Миннесоты дало мне возможность не только проанализировать различные исследования, но и послушать точку зрения непосредственных носителей позитивного мышления – американских профессоров. ☺

Давайте посмотрим, что удалось выяснить. Исследователь Ричард Е. Вентц утверждает, что позитивное мышление – это американская «a folk tradition, a people religion», т. е. «народная традиция и религия». Действительно, этика позитивного мышления является «кровью и плотью» среднестатистического американца. Познакомиться с ее основными постулатами можно в совершенно неожиданных местах, как это и произошло со мной.

В Миннесоте я арендовала домик со всей обстановкой. Поэтому меня окружали чужие вещи, а я получила возможность окунуться в американскую жизнь, посмотреть на нее изнутри.

В первый же вечер беру чашку, чтобы выпить кофе, и читаю на ней длинное послание (я его специально переписала ☺):

«Успех включает в себя разные вещи для разных людей. Но если ты осмелишься быть честным с самим собой, жить согласно своим возможностям, быть честным с другими и искать положительное в любой ситуации, ты достигнешь лучшего, что только ты можешь, и нет большего успеха, чем этот».

Там же, на столе, я нахожу календарь под названием «Мамины молитвы». Перелистываю его, читаю следующие аффирмации: «Ты заслуживаешь лучшего», «Твоя жизнь зависит от твоих мыслей» и т. д. Как-то, путешествуя на машине по бескрайним прериям, посреди сельского умиротворения я увидела билборд с умилительной детской мордашкой и надписью «Я уникальный!».

И совсем уж сразил меня плакат с цитатой из книги известного психолога Патриции Крамер: «Если ребенка постоянно критикуют, он научится все осуждать…», который был приклеен в женской комнате ресторана в маленьком поселке Гленвуд. Согласитесь, после таких наблюдений сложно не согласиться с утверждением Р. Е. Вентца о «народной традиции и религии».

Давайте теперь разберемся, что представляет собой позитивное мышление? Каковы его корни? Почему именно американцы стали носителями идеологии позитивного мышления? Как оно влияет на американских детишек? И что мы можем взять из всего этого для себя?

Эти вопросы занимали меня не только во время моей жизни в Америке, но и после возвращения домой. Я интуитивно чувствовала, что ответы на них будут интересны нашей педагогической общественности, и не ошиблась. Где бы я ни затрагивала эту тему, она везде вызывала бурный отклик. Надеюсь, и вы найдете для себя что-то полезное.

Начнем с определения. На мой взгляд, позитивное мышление – это своеобразный интеллектуальный винегрет, это выжимка из различных направлений человеческой мысли. Философским теоретическим воззрениям придается совершенно иная форма – практическая; философские идеи живут в хорошо разработанных техниках личностного роста. Основная идея позитивного мышления заключается в том, что мысль материальна. Человек может формировать свою жизнь, здоровье, отношения посредством мысли.

Как ни странно, но зародилось позитивное мышление в недрах протестантской этики, а если быть более точной, в одном из наиболее радикальных ее направлений – пуританизме.


Небольшая историческая справка: протестантизм – одно из трех основных (наряду с православием и католицизмом) направлений христианства. Его появление связано с Реформацией – широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Основные положения протестантского мировосприятия были сформулированы немецким реформатором Мартином Лютером. Радикальным продолжателем Реформации был француз Жан Кальвин. Именно кальвинизм стал основой для многих течений и сект протестантизма – пресвитериан, баптистов, пуритан. Причем последние имели наибольшее родство и общую духовную сущность с кальвинизмом.

Пуританством стали называть религиозное мировоззрение и стиль жизни, связанные с абсолютной аскетической строгостью нравов, трудолюбием, чувством долга, бережливостью и религиозным усердием.

В результате политических и религиозных преследований пуритане вынуждены были бежать в начале XVII века из Европы в Северную Америку, заложив тем самым фундамент новой нации.

Не претендуя на полноту, выделю основные идеи протестантов, которые непосредственно повлияли на становление позитивного мышления и на американскую ментальность.

• Мартин Лютер принес Библию в каждый дом. По его мнению, любой человек имел право на собственное понимание Священного Писания. Исходя из этого, Лютер считал, что независимость в личных суждениях очень важна. Так он пришел к пониманию необходимости свободы совести – каждый человек сам решает, во что ему верить и как.

• Кальвинизм признал важность успешного ведения дел в земной жизни. Почему? Да потому, что эффективный «земной» бизнес невозможен без сильной воли, упорства, целеустремленности, сильного характера и стойкости – качеств и способностей, которыми Бог отмечает избранных. Именно поэтому кальвинизм проповедовал постоянный упорный труд и самосовершенствование. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Иоанн 10:10). Возможность добиться успеха поощряется Богом, поэтому человек должен быть активным.

• Пуритане своей жизнью стремились продемонстрировать, что Господь указывал именно на них, говоря об истинном пути человечества к спасению. Это придавало им сил противостоять преследованиям, сомнениям, душевной слабости и унынию. Для них уныние – это большой грех. Если Бог дал человеку дело – значит, все будет хорошо.

Перечисленные идеи протестантизма, а также стремительное развитие науки и техники в Новое время привели человечество к вере в безграничный прогресс и добрую природу людей. Это, в свою очередь, способствовало появлению нового идеала человека, который всем обязан только себе, своему труду, личным заслугам; человека, который стремится к земному благополучию, а не мечтает о лучшем месте в мире ином, измеряет добродетель не самоотречением, а пользой.

В результате экзистенциальных поисков не одного десятка мыслителей появляется идея самосовершенствования личности, которая на протяжении последних трех веков становится ведущей концепцией позитивного мышления. Как и всякая идея, она видоизменяется, эволюционирует. Я отмечу основные этапы ее развития (для тех, кому интересны детали, смотрите мой учебник «Педоцентризм: теория и практика западных стран»).

Начнем с XVIII века. Он «дал начало идее, в соответствии с которой индивид может улучшить свою внутреннюю сущность самоосознанием», – пишет в своем исследовании историк Джозеф Ф. Кетт.

Внимание широкой публики к вопросам самосовершенствования привлек Бенджамин Франклин, американский просветитель и политик XVIII века. Будучи пятнадцатым ребенком в семье ремесленника, юноша занимался самообразованием. Он стал не только видным политиком нового государства и одним из авторов Декларации независимости США 1776 г. и Конституции США 1787 г., но и крупным ученым (известен своими трудами по электричеству), общественным деятелем (под его руководством были открыты первая в Америке публичная библиотека, Филадельфийская академия, больница, страховая компания). Карьера Б. Франклина, его труды имели широкий резонанс, люди увидели идею самосовершенствования в действии. В своей «Автобиографии» великий деятель приводил выдержки из «маленькой книги», в которую он ежедневно записывал свои удачи и поражения, достижения и разочарования, а также свой путь к овладению 13 добродетелями, которые сам же и определил (вот они: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость).

«Франклин научил психологическим правилам мобилизации и увеличения личностной энергии, которые позже, в XIX веке, безболезненно переработала Протестантская церковь». Карьера великого просветителя показала американцам, что человек может изменить себя в соответствии со своими требованиями. Энергия и активность – вот два качества, которые после Франклина стали основополагающими в американском образе жизни.

На протяжении XIX столетия концепция «жизнь как постоянное совершенствование себя» постепенно приобрела ценность среди всех направлений протестантизма. Как грибы после дождя, появились всевозможные общества, занимающиеся пропагандой идеи совершенствования, различные молодежные общества и т. д. Многие сторонники идеи самосовершенствования объединились в движение «Новая мысль» (New Thought). После гражданской войны (1861–1865 гг.) активными участниками движения стали женщины. В стране появилась целая сеть женских клубов, которые занимались образованием взрослых.

На идеи сторонников «Новой мысли» существенное влияние оказала древневосточная философия. Некоторые адепты движения изучали йогу и даже становились йогами. Однако представители течения дистанцировали себя от Востока. Горацио Дрессер, один из лидеров движения, в 1919 году отмечал, что «хотя и существует сходство «Новой мысли» с индуизмом, но родства нет. Восток мерцает вне нашей компетенции, среди теософов, последователей Рама Кришны».

Сейчас мы с вами не будем выяснять степень заимствований, важен сам факт – идеи дзен-буддизма, индуизма и других восточных религий переплетаются с западной концепцией самосовершенствования, создавая при этом витиеватый узор интеллектуальной жизни американского общества.

Из индуизма, буддизма, даосизма и конфуцианства было взято множество идей, приспособленных к нуждам американцев, «уставших» от протестантизма. Одним из таких учений, завоевавшим большое количество последователей среди сторонников «Новой мысли» в Америке, стала теософия. Это религиозно-мистическое течение связывают с именем Елены Блаватской, которая была весьма неординарной личностью. Несмотря на многочисленную критику деятельности Блаватской, многие признают, что она была гением продвижения определенных религиозных положений, которые стали близки многим американцам.

Второй составляющей позитивного мышления стала психология, переживавшая во второй половине XIX века период бурного развития. Профессор психологии Орвал Хобарт Морер, автор книги «Кризис в психиатрии и религия», отмечал, что «протестантизм сам открыл дверь психоанализу. Утверждая, что человек ответственен за свои грехи, протестантская этика приводит к выводу, что человек беспомощен, он не может повлиять на свое спасение. Спасти может только Бог. Психоанализ, рассматривая проблему, утверждает, что человек не ответственен за свои грехи…» Психоаналитики заявляли, что многое приходит из детства индивида и заложено в его подсознание. Такая постановка проблемы не могла не заинтересовать адептов позитивного мышления, они начинают активно использовать язык психоанализа, его основные идеи в своих теориях. Более того, фрейдистская терминология получает распространение не только в среде узких специалистов, но и в широких массах американских обывателей.

Очень точно по этому поводу высказался Стефан Цвейг. Он писал: «В наши дни фрейдовские мысли – двадцать лет назад еще богохульные и еретические – свободно обращаются в крови эпохи и языка; отчеканенные им формулы кажутся сами собой понятными; требуется, собственно говоря, большее напряжение для того, чтобы мыслить вне их, чем для того, чтобы мыслить ими». Научным языком сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: в первой половине ХХ столетия идет не только интенсивное, но и экстенсивное развитие психологической мысли, т. е. быстрыми темпами происходит психологизация американского общества.

В послевоенное время в американском обществе развивается культура общения с личным психоаналитиком, становится общераспространенной практика решения повседневных проблем не с друзьями на кухне, а со специалистом. В подтверждение этому факту приведу цифры: с 1940 по 1970 г. число членов Американской психологической ассоциации выросло больше чем в два раза. С 70-х годов ассоциация удвоила количество своих членов. Согласитесь, темпы впечатляющие!

Идеи позитивного мышления претерпевают разительные перемены в 60-е годы ХХ столетия. Речь больше не идет о самодисциплине, на первое место выходят задачи самоактуализации и самореализации.

Активную деятельность, которая спровоцировала небывалый интерес к идеям самосовершенствования, развил Норман Пил, доктор теологии, пастор Мраморной коллегиальной реформатской церкви в Нью-Йорке (Marble Collegiate Church). Он прославился благодаря выступлениям на радио и телевидении, статьям в многочисленных журналах, публичным лекциям. Но главным трудом Пила, принесшим ему мировую славу, стала книга «Сила позитивного мышления» (1952 г.).

Всего было распродано более 5 миллионов экземпляров! Когда автора попросили сформулировать тему его книги, он сказал, что «это точка зрения на то, как добро балансирует над злом». Примечательно, что и сегодня, когда спрашиваешь американцев о позитивном мышлении, первое, что они называют, так это Нормана Пила и его книгу.

В современном американском книжном магазине вы обязательно найдете секцию «Самопомощь». Книжные полки ломятся от изданий наподобие «Разбуди внутреннего гиганта», «Сила внутри», «17 принципов личностного роста». Авторы уверяют своих читателей в том, что счастье и несчастье являются состоянием их ума и что жизнь можно наладить определенной смесью аффирмаций и веры.

Критики утверждают, что основные постулаты позитивного мышления звучат наивно и нерационально. Наивно – потому что истинная природа индивида неизвестна; нерационально – потому что утверждаются идеи, не требующие особой работы ума. Однако тут можно поспорить. Мыслить позитивно значительно сложнее, чем делать это в негативном ключе. Канадский психолог Джоанна Вуд и ее коллеги доказали, что все позитивные упражнения действуют лишь тогда, когда повторяемые вслух установки по сути не слишком расходятся с нашими внутренними убеждениями. Иными словами, если человек не верит тому хорошему, что сам себе говорит, то такая тренировка его не взбодрит, а скорее лишит вдохновения и надежды. Поэтому позитивное мышление – прежде всего большая внутренняя работа, а не механическое зазубривание формулировок.

Психологи, критикующие данный подход, пишут о вреде иллюзий и завышенной самооценки. Они говорят своим пациентам о необходимости воспринимать реальность настолько точно, насколько это возможно, утверждая, что это и есть наиболее верный путь к психическому здоровью.

Тем не менее в 1990-е годы многие психологи сами заговорили о пользе позитивных иллюзий. Последние исследования показывают, что счастливые люди имеют ошибочно высокое мнение о себе, объясняют события в свою пользу и преувеличивают свои способности контролировать окружающий мир. Для некоторых людей реальное восприятие мира – верный путь к депрессии. Отсутствие позитивных иллюзий может привести к тому, что человек не захочет рисковать, будет отказываться от проектов, которые смогли бы способствовать его личностному росту.

Кто прав? Как всегда, истина располагается где-то посередине.

После того как я выяснила для себя историю позитивного мышления, мне стали понятны многие особенности воспитательной системы США. Лозунг, который я прочитала над входом в американскую школу (Morris High School, Миннесота), где училась моя дочь: «Твоя уверенность в себе значительно важнее твоего IQ», меня совсем не удивил. Он был абсолютно логичен и естественен! ☺

Категория: ВОСПИТЫВАЕМ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА | Просмотров: 1311 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ДЕТСКОМ САДУ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ТРАНСПОРТЕ
КАК СЕБЯ ВЕСТИ У ВРАЧА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ ДОМА
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ГОСТЯХ
ХОРОШЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА
ИГРОВАЯ КОМНАТА МИШУТКИ

ПЕДАГОГАМ

ЛОГОПЕД


Поиск
МИШУТКА РЕКОМЕНДУЕТ



Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика