Попробуем разобраться, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их достоинства и недостатки. Среди множества развивающих программ для детей можно
выделить прежде всего: программы обучения иностранным языкам,
компьютерные энциклопедии с картинками, которые в занимательной форме
преподносят ребенку самые различные знания, филологические игры,
напоминающие «Эрудит» или «Поле чудес», развивающие игры, которые учат
малышей раскрашивать, рассказывают о свойствах красок и оттенков, или
обучают счету, азам арифметики, или знакомят с понятием формы,
названиями геометрических фигур, или развивают память, логическое
мышление: компьютерные варианты методик «исключи лишнее» и «добавь
недостающее» и т. д. и т. п.
И наконец, в последнее время очень популярными стали
программы обучения компьютерной графике. Они дают ребенку — разумеется,
первое время под руководством взрослого — возможность почувствовать
себя настоящим мультипликатором.
Возможности компьютерных развивающих игр на первый
взгляд неограниченны. Однако посмотрим, что же существенно нового может
дать учитель-компьютер по сравнению с учителем-человеком.
Во-первых, занятия на компьютере — это прежде всего
игра. И то, что не очень интересно для ребенка само по себе, становится
крайне привлекательным на экране монитора. Таким образом, для ребенка,
обучающегося с помощью компьютерных программ, создается дополнительная
мотивация — игровая.
Мама учит со своей дочерью Наташей (4 года)
алфавит. Ребенок уже почти все буквы запомнил, но в какой-то момент
интерес к этим занятиям угас. Однажды Наташа увидела, как мама печатает
на компьютере «буковки». Захотела попробовать сама. Тогда мама сделала
для нее шрифт покрупнее, посадила поудобнее за компьютерный стол, и
Наташа с маминой помощью радостно стала писать слова. 5 минут таких
занятий в день на компьютере вкупе с чтением букваря и различными развивающими играми привели к значительным результатам в этой области.
Во-вторых, ребенок, играющий в обучающие игры,
начинает очень рано понимать, что предметы на экране — это не реальные
вещи, но только их обозначения. В различных играх знаки или символы
реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными
и все меньше напоминают окружающие предметы. Таким образом, у детей
начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть
понимание того, что есть несколько уровней реальности — реальные
предметы, картинки и схемы, слова и уравнения и, наконец, наши мысли,
которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.
Однако «знаковая функция сознания» не только дает
возможность осознать наличие всех этих уровней реальности, но и лежит в
основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О
важности такого мышления и сложности его развития свидетельствуют
известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению
«про себя»: дети продолжают шепотом произносить читаемый текст или
перебирают пальцы при счете.
При этом важно понимать, что в развитии ребенка
невозможно перешагнуть через такую важную ступень, как внешний контроль
действий, но компьютерные развивающие игры дают возможность облегчить
процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний.
Таким образом, самые простые действия во внутреннем плане становятся
доступными уже для детей 4—5 лет.
В-третьих, не только психологи, но и родители, и
воспитатели заметили, что в процессе занятий на компьютере у ребенка
улучшаются память и внимание. Ведь детская память непроизвольна, дети
запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, а
компьютерные программы придают усваиваемому материалу недостающую ему
яркость и значимость, что не только ускоряет запоминание, но и делает
его более осмысленным и долговременным.
В-четвертых, компьютерные игры имеют большое
значение для развития моторики ребенка, точнее, для формирования
моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и
моторного анализаторов. В любых играх, от самых простых до самых
сложных, детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные
клавиши. Это развивает мелкую мускулатуру рук — тонкую моторику. Кроме
того, действия рук необходимо сочетать с видимым действием на экране.
Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий
развивается необходимая зрительно-моторная координация.
В-пятых, работая на компьютере, ребенок усваивает
новый, более простой и быстрый способ получения и переработки
информации. А это умение ускоряет и оптимизирует процесс мышления,
помогает не только узнать больше, но и лучше, глубже осознать новый
материал.
Таким образом, тот интерес, который вызывают игровые
занятия на компьютере, становится базовым для формирования таких важных
структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.
Развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность
ребенка к школе.
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных
навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине.
Родителям нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка,
которая за один час игры сделает ребенка умным и развитым. Как и любые
занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения,
терпения и внимания к ребенку со стороны взрослых.
ВНИМАНИЕ! Если вы просто даете ребенку диск с
обучающими играми и ожидаете неослабевающего интереса и серьезных
успехов, скорее всего вы будете разочарованы.
Для самых маленьких компьютерные развивающие игры
должны быть не средством получения информации, а способом самостоятельно
проиграть и повторить то, что ребенок узнал от взрослого — из беседы,
совместного занятия, чтения. Только в этом случае малыш действительно
узнает что-то новое, а не просто посмотрит красивые картинки. Кроме
того, вы сохраните с ним доверительные отношения: ребенок будет знать,
что именно родители всегда смогут помочь ему найти ответ на любой
вопрос, неважно, что они при этом будут использовать в качестве
наглядного пособия. Общение с вами должно быть для ребенка приятнее, чем
общение с компьютером. К тому же ни одна компьютерная «улыбка»,
появившаяся на экране при правильном выполнении задания, не может
заменить родительской похвалы, нежного поцелуя в макушечку.
Занимаясь с ребенком на компьютере, помните о том,
что существуют определенные возрастные ограничения по времени пребывания
перед экраном монитора. Постарайтесь объяснить это своему малышу и не
оставляйте его надолго наедине с компьютером.
И все же компьютер — это наше будущее, как бы вы к
этому ни относились. Пора признать суровую правду жизни — «общение»
детей с компьютерами уже неизбежно — и постараться с самого начала
управлять этим процессом.
При этом следует помнить, что взаимоотношения
вашего ребенка с компьютером напрямую зависят от вас. От того, какой
пример вы подаете, сколько времени вы сами проводите перед экраном
монитора, насколько вас затягивают компьютерные игры или Интернет. Если
мама на несколько часов «зависает» в Интернете, «качая» из мировой сети
кулинарные рецепты или общаясь в чате, странно было бы ожидать, что ее
ребенок научится управлять своим «компьютерным» временем. |