Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает
растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и
непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо
психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно
вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.
Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми
работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро
дают понять, что с ними происходит.
Профилактика агрессивного поведения
Для профилактики детской агрессивности очень важно
культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство
защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более
успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем
реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Родителям следует сосредоточить усилия на
формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного,
подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи,
сочувствия и т. д.).
Необходимо быть последовательными в своих действиях
по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые
никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот
раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от
настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.
Требования, предъявляемые детям, должны быть
разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять,
чего от них ждут.
Следует избегать неоправданного применения силы и
угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами
воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать
причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость,
жестокость и упрямство.
Важно помочь ребенку научиться владеть собой,
развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных
последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть
восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность
обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих
поступков — это способствует развитию чувства ответственности за свое
поведение.
Ребенок имеет право выражать свои отрицательные
эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо
сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет
выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи
своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы
рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко
и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка
глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем
больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности
ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок
отыграется на кошке или побьет младшего.
Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь
ласковое слово способно снять его озлобление. В других случаях только
принятия и сочувствия ребенку бывает недостаточно. Профессор Готман
описывает ситуацию, когда отец, чтобы успокоить и утешить заплаканную
дочку, покачал ее и усадил посмотреть мультфильмы, но «не спросил
девочку, что ее печалит и что она может предпринять здесь и сейчас,
чтобы почувствовать себя лучше». А девочка поссорилась со своим братом и
была сильно обижена и разозлена на него. В этом случае отцу надо было
сказать дочери: «Ты не можешь ударить своего брата, но ты можешь
поговорить со мной, когда тебя что-то беспокоит».
Как помочь ребенку стать менее агрессивным
Самое главное — научить ребенка разряжаться —
избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность
использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
Однажды учителя и родители стали жаловаться на
необычный всплеск агрессивности целого первого класса. Обычно
воспитанные и миролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг
на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не
проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. В агрессивном классе
были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы,
наборы для рисования. На переменах учителя организовывали для них
игры-соревнования, каждому было чем заняться. Агрессивность в классе
постепенно сошла на нет — ребятам стало некогда да и незачем выяснять
отношения.
Замечательный чешский психолог Зденек Матейчик
сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать
других детей». Детям необходимо предоставлять как можно больше
возможностей разряжать накопившуюся энергию.
Очень активным и склонным к агрессии детям
следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в
движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно
предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в
постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные
прогулки или походы.
Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно
направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый
ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он
срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с
братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого
облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за
этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более
бурным и продолжительным.
Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.
• Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
• Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить
ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу,
пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова,
которые хочется высказать в гневе.
• Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде
чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или
сосчитать до десяти.
• Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
• Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:
• обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
• обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
• следить за тем, какой пример вы подаете ребенку.
Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он
повторяет ваши слова;
• быть готовым внимательно выслушать ребенка, если
он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не
хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты
сновидений;
• поощрять ребенка говорить о том, что его волнует,
что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о
том, что ему нравится, а что нет.
Современным родителям очень сложно выдержать
соперничество со средствами массовой информации (особенно с
телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей.
Согласно исследованиям американских социологов, в массовой культуре США
проявление агрессии и жестокости часто оценивается высоко и
преподносится как средство достижения целей. В телепередачах, которые
являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие
показывают в среднем пять-шесть раз в час. Агрессия телевизионных и
компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают
так же агрессивны, как преступники. В нашей стране ситуация с
пропагандой агрессивного поведения не сильно отличается от американской.
Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает
вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.
Не надо пытаться полностью оградить ребенка от
отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или
столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей
противостоять агрессорам, не уподобляясь им.
Ребенок должен уметь сказать «нет», не
поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и
знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем
разбираться с ними самостоятельно.
Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и
боевики — ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у
ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить
животных, а потом и людей. Дети максималисты, и, получив урок цинизма в
детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их
жертва.
Только личным примером, развивая у ребенка
сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее,
противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов
телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и
журналов. |