Из предложенных
критериев для определения гиперактивности и импульсивности по DSM-IV, при наблюдении за пациентом в предшествующие шесть месяцев, следует
выделить по меньшей мере шесть критериев, также диагностирующих СГДВ.
Существуют определенные критерии для определения гиперактивности и импульсивности.
Гиперактивность
- Ребенку с большим
трудом удается спокойно сидеть на стуле,
при этом он постоянно вертится и часто нервно дергает ногами или руками.
- Без всякого
разрешения и в самый неподходящий момент (например, во время урока) ребенок встает со своего места.
- В неподходящей
ситуации (например, во время посещения врача)
ребенок начинает носиться кругами или куда-то карабкаться (у юношей-подростков
гиперактивность может выражаться во
внутреннем беспокойстве, в «погружении в себя»).
- Ребенок с большим
трудом может играть или вести себя спокойно
в свободное время.
- Ребенок постоянно в
движении, всегда в пути, кажется, что он за кем-то гонится.
- Ребенок почти не
закрывает рта: он говорит больше, чем 95%
его сверстников.
Импульсивность
- Характерным
проявлением синдрома гиперактивности и дефицита
внимания является неспособность ребенка дождаться разрешения ответить на вопрос: ребенок выкрикивает ответ прежде, чем вопрос сформулируют
до конца. Другие дети просто не имеют
возможности высказаться.
- Ему трудно дождаться
своей очереди.
- Ребенок часто мешает
окружающим - он перебивает разговор
или вмешивается в игру других детей.
Необходимо упомянуть,
что некоторые из перечисленных выше симптомов проявляются уже до наступления
семи лет, и поведение ребенка причиняет
неудобства по крайней мере людям из
своего ближнего окружения (например, домашним или знакомым). Следует
четко указать, имеют ли место значительные с
клинической точки зрения неудобства при общении с другими людьми, в школе или на работе. К тому же важно полностью исключить какую-либо другую психически
обусловленную причину для отклонений
в поведении (например, трудности с
развитием или притупление чувства страха).
Диагностические
критерии по ICD-10
В 10-й редакции
Международной классификации психических
нарушений (Systematic and Diagnostic Criteria of Endogenous Psychosis in the international Statistica/ Classification of diseases - 10th
revision, сокращенно
ICD-10) в
связи с нарушением внимания, связанным с гиперактивностью, упоминается
так называемое гиперкинетическое нарушение.
Кроме того, ICD-10 также подразумевает
гиперкинетическое нарушение социального поведения, при котором пострадавшие не
оправдывают соответствующие своему возрасту ожидания, возложенные на них обществом, или даже причиняют обществу
большой вред (например, в юношеском возрасте,
т.е. до 18 лет, применяют различные виды оружия).
Это интересно
В зависимости от того, насколько соответствует
поведение ребенка критериям по
невнимательности или гиперактивности/импульсивности,
нарушение, связанное с дефицитом внимания,
подразделяется на несколько типов. Если встречаются критерии как по невнимательности, так и по гиперакгивности/импуль-сивности,
то говорят о так называемом смешанном типе СГДВ. Если же наблюдаются лишь
признаки невнимательности, то речь идет о
преобладании типа невнимательности. Кроме того, существует еще тип СГДВ с
преобладанием гиперактивности /импульсивности.
Трудности при
диагностике СГДВ
Несмотря на наличие
приведенных выше критериев, постановка диагноза СГДВ - дело довольно трудное,
поскольку имеется ряд других нарушений или заболеваний, так или иначе
связанных с невнимательностью, а частично, и с гиперактивностью. К ним относятся:
- нарушения социального поведения;
- наличие замедленного
развития;
- снижение
обучаемости;
- злоупотребление или
тяга к наркотикам;
- пониженная
одаренность.
С другой стороны, с
синдромом гиперактивности и дефицита внимания
тесно соприкасаются такие нарушения, как проблемы с освоением грамотности (дислексия) или счета (дискалькулия).
Трудности при характеристике ребенка
Для того, чтобы
убедиться в диагнозе СГДВ, поведение ребенка должно быть тщательно исследовано
с позиций перечисленных выше критериев (иногда их требуется намного больше). Поскольку отклонения в поведении уже
должны иметь место (согласно DSM-IV и ICD-10 по меньшей мере в
течение шести месяцев), а врач-диагност не в
состоянии интенсивно наблюдать за ребенком
столь длительное время, он должен использовать наблюдения родителей и
свой опыт обследования других детей. Сначала
родителей просят, как правило, с помощью анкеты, описать поведение их ребенка.
Иногда анкеты предлагаются также воспитателю или учителю (но в этом случае не очень развернутые).
Проанализировать своего
ребенка родителям не так-то просто -
учитывая неизбежное появление при этом субъективной окраски. Терпеливые
родители будут оценивать своего ребенка совершенно иначе, чем те, кто, грубо
говоря, «лезут на стену» из-за самой
незначительной провинности своего чада.
Внимание
Все перечисленные выше нарушения требуют иного
лечения, чем СГДВ, вот почему точный
диагноз так важен.
Такие родители скорее
оценят его поведение как гиперактивное. Если родителям, к примеру, уже известно
об оценке их ребенка другими людьми
как гиперактивного, они также будут
склонны к тому, чтобы на вопросы анкеты дать подходящие этой оценке ответы.
Воспитатель или учитель
также имеют обыкновение навешивать на ребенка определенный ярлык. И эта
оценка вряд ли может измениться, даже если
ребенок сам приложит к тому все силы.
Следует добавить, что оценка учителя или воспитателя, по всей вероятности, подпадет под СГДВ, если они - неважно, сознательно или нет, - «поставили
крест» на ребенке.
Это интересно
Педиатр или другой специалист, который должен
поставить диагноз, наблюдают за ребенком во время приема, однако этого
времени недостаточного для тщательного обследования, поэтому врачи не могут
вынести бесспорное заключение. А если к тому же ребенок на приеме у врача ведет
себя вызывающе, то последний скорее будет
склонен к тому, чтобы убедить родителей не сомневаться в их оценке
диагноза СГДВ. Для ребенка, особенно если он еще очень мал, посещение врача является исключительной ситуацией, в
которой он ведет себя совершенно непривычным образом. Ребенка следует,
по возможности, показать нескольким врачам, чтобы вердикт был достаточно объективным, или же посоветоваться со специалистами.
Те, в свою очередь, проведут психологическое тестирование и понаблюдают за
поведением ребенка во время обследования. Подобный метод, разумеется, достаточно
дорог, но в любом случае он оправдан.
Если лекарства не помогают…
…при лечении синдрома гиперактивности и дефицита внимания, то значит, диагноз врача, выписавшего эти
лекарства, оказался верен. Если лекарства на протяжении длительного действия
«выключают» необычное поведение, то это должно, по мнению многих врачей, подтвердить наличие у ребенка СГДВ. Однако
диагноз, основанный на действии одних только медикаментов, непременно должен вызвать сомнения у всех заинтересованных сторон. В конце концов, причины
возникновения СГДВ до сих пор еще
окончательно не выяснены.
Если общепринятая теория гласит, что при СГДВ происходит нарушение мозгового обмена, то следует в первую
очередь подвергнуть тщательному исследованию мозговой обмен у ребенка, чтобы убедиться в этом. Но до сих
пор нигде таких процедур не делают.
Вместо этого диагноз СГДВ ставится на
основании многочисленных, но порой субъективных оценок.
Другие «дефициты»
Наряду с СГДВ у детей-индиго часто наблюдаются еще и другие «отклонения». К ним, в первую очередь,
относятся дислексия и проблемы с обучением математическому счету, что также может быть свойственно и детям с
синдромом гиперактивности и дефицита
внимания.
Под дислексией
подразумевают трудности, возникающие у
человека при обучении чтению, письму и грамматике. Причины этих проблем кроются не в каком-то ущербном
духовном развитии больного или в плохом качестве обучения. Особенно заметной становится дислексия тогда, когда в остальном у ребенка все в
порядке, и только проблема с обучением все-таки остается, даже если положение с чтением и правописанием заметно
улучшилось.
Проблемы со счетом, или
дискалькулия, возникают тогда, когда ребенок
не владеет или же владеет в недостаточной
степени основами математических понятий, или же когда он имеет неправильное или смутное представление о
таких основных математических
понятиях, как число или множество, К сожалению, данную ситуацию можно изменить
с большим трудом.
Как уже ранее
упоминалось, это вовсе не значит, что такие дети духовно неполноценны -
напротив, часто они очень интеллигентны.
Однако понимание определенных областей знания
выражено у них недостаточно.
Левша
Среди детей-индиго
непропорционально много левшей. К счастью,
сейчас левшей не ограничивают и больше не пытаются «переучивать» на правую руку. Установлено, что переучивание может
привести к глубочайшим психическим и физическим нарушениям. |